наверх
25.04.202419:05
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Школа по-новому: ранняя специализация, работа с родителями и "интересные" учебники

(обновлено: )61002
Вузы больше не будут требовать от студентов справку о трудоустройстве, чтобы отчитаться перед Минобразования, заявила первый заместитель министра образования Инна Совсун, добавив: "на что мы можем смотреть – это на информацию службы занятости".

Министерство образования и науки перенесло на июль дополнительную сессию внешнего независимого оценивания (ВНО) для абитуриентов с временно оккупированного Крыма. Об этом сообщила министр образования и науки Лилия Гриневич. По ее словам, дополнительная сессия ВНО пройдет с 4 по 12 июля.

Каких еще новшеств следует ожидать школьникам, абитуриентам и студентам в скором будущем, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала первый заместитель министра образования Инна Совсун.

ВНО. На сегодня сдано три теста: украинский язык и литература, математика и история Украины. Какие результаты?

– Я думаю, что результаты ожидаемые, и они отражают реальное состояние обучения в школе, реальное состояние подготовки абитуриентов.

Сравнивать результаты между годами немного некорректны, так как технически меняется количество задач в тестах, меняется механизм оценки, определения грани прохождения и т. д. Но в принципе результаты являются ожидаемыми.

Есть часть детей, которые не справились с заданиями, это логично, эти дети не смогут поступать в вузы. Так же есть те дети, которые получили хорошие результаты. Мы фиксируем низкое качество по естественным дисциплинам, по математике результаты являются хуже, чем по литературе, чем по истории. Что не в последнюю очередь продиктовано и низкой мотивацией учащихся к обучению этим дисциплинам. И, пожалуй тем, что методику преподавания в школе тоже надо менять, чтобы заинтересовать учеников, особенно в сложных предметах, где действительно нужно концентрироваться.

В целом результаты ожидаемы, не хуже, не лучше чем в прошлом году и отражают ситуацию в системе школьного образования.

Некоторые СМИ смотрели эти тесты и говорят, что они легче были. Для чего это сделано, если это так?

– Тесты не планировались быть легче, такой задачи не было, тесты были немного иначе сформатированы.

Я слышала другие отзывы учителей, которые говорят, что в этом году тесты были качественные, очевидны, легче было найти правильные ответы, было меньше проблемных вопросов. Они были примерно такого же уровня как в прошлом году. Программы по сравнению с прошлым годом, менялись.

Статистика есть: около 23 тысяч школьников, это почти 9% от общего количества участников, провалили тесты по украинскому. Получается, что каждый десятый.

– В прошлом году эта цифра была выше. Тесты здесь только измеряют ситуацию. Очевидно кризис в школьном образовании продолжается даже не первое десятилетие. Поэтому законопроект об образовании, разработанный Минобразования в прошлом году, представлен в парламент.

Мы очень надеемся, что он все-таки попадет в сессионный зал, что у депутатов дойдет время до того, чтобы не только пафосно говорить об образовании, но и принимать какие-то решения.

Потому что ВНО – это механизм оценки. Ты просто смотришь на него и определяешь, какая ситуация. Необходимо также принимать управленческие решения. Здесь другого пути нет, кроме как пересматривать подходы преподавания в школе, мотивировать учителей к лучшей работе, работать с родителями.

Нынешние сертификаты ВНО будут действительны еще три года, до 2019? С чем связано такое решение Минобразования?

– Эти сроки еще не определены окончательно. В 2014 мы прекратили такую порочную практику, когда сравнивались результаты между разными годами, поскольку это были разные шкалы, разные подходы. Потому что результат от 100 до 200 – это твое место в рейтинге.

Это не количество баллов, которое ты набрал, понимаете? 200 баллов набирает не тот ребенок, который на все вопросы ответил, а тот, который набрал максимальное количество баллов, больше которой никто не набрал. То есть если по истории есть 50 баллов, ты набрал 47, но 48-50 никто не набрал, то когда переведется в шкалу от 100 до 200  – у тебя будет 200 баллов. То есть это рейтинговая оценка, это не абсолютное число.

Поэтому чтобы исключить сравнение между годами, необходимо было ввести единые подходы к формированию теста, чтобы была одинаковая сложность теста, одинаковое количество задач в тестах, одинаковые подходы к определению границы непрохождение и так далее.

Мы рассчитываем, что методика, которая будет применена в этом году к определению проходного балла, в структуру теста, она в дальнейшем не будет меняться и в связи с этим со следующего года можно будет использовать тесты 2016 года.

Почему в самом разгаре ВНО сообщили о сокращении специальностей? Почему не раньше, чтобы абитуриенты были к этому готовы?

– Новый перечень специальностей был утвержден более года назад. Он также был затем отражен в условиях приема принятых осенью 2015 года. Он также запечатлен на сайтах университетов, которые осуществляли прием и объявили о приеме на новые специальности. Поэтому это не какая-то новинка, очевидно это абитуриенты просто только сейчас обратили внимание на это.

Но мы информировали об этом, дебаты по новому перечня были очень бурными змой 2014-2015 года. Новый перечень для абитуриентов является лучшим, он предлагает более широкие специальности на уровне бакалавриата, он ближе к европейским стандартам, международным перечням специальностей.

Предыдущий перечень включал очень много узкопрофильных специальностей. Ты приходишь на эту узкопрофильную специальность в 17 лет, точно не понимая, что это такое, потом учишься четыре года на бакалавриате, год на магистратуре и вдруг оказывается, что нет места работы по этой узкой специальности. И чтобы перепрофилироваться, тебе надо кардинально менять свою подготовку.

Поэтому, когда мы меняли перечень прошлого года, наша идея заключалась в том, чтобы предложить более широко определенные специальности на уровне бакалавриата, а на уровне магистратуры уже студент может специализироваться, выбрать более узкую специальность, или наоборот более широкую междисциплинарную программу подготовки.

А что будет со студентами, которые уже учатся на этих специальностях?

– Они продолжат учиться по этим же специальностям, получат дипломы по этим же специальностям.

Происходит сокращение дисциплин, которые изучают студенты. Вы лоббировали это решение?

– Да, я очень поддерживала это решение, потому что проблема наших университетов – это очень большая раздробленность курсов, которые дублируются. В результате этого студенты слушают по 10-15 курсов за семестр и часто в конце семестра студенты хватаются за голову, что они забыли что-то сдать потому, что они не могут сфокусировать свое внимание на меньшем количестве предметов.

Если посмотреть на университеты Европы, США, то те студенты слушают 4-5 дисциплин за семестр. В таком случае это комплексные дисциплины и есть возможность сфокусироваться на изучении этой дисциплины.

Эта наша традиция – подробить дисциплины под разными названиями, чтобы ставку преподавателю обеспечить, это не повышает качество образования, а снижает его. Поэтому больше года назад был издан приказ, согласно которому студент может изучать не более восьми дисциплин, 16 в год. Это меньше, чем было раньше. По меньшей мере четверть дисциплин студент выбирает сам.

Министр образования Лилия Гриневич сказала, что IT-шников будут набирать гораздо больше под госзаказ, но сокращается количество юристов и экономистов.

– Я бы не беспокоилась из-за того, что не будет хватать экономистов или юристов, потому что во-первых надо понимать, что кроме выпускников бюджетной формы обучения у нас на рынок труда также попадают студенты, которые учились на контракте. И к примеру, по специальности "право" на сегодня у нас почти 80% выпускников контрактной формы обучения.

Проблема в том, что на сегодня их много. Если посмотреть динамику рынка труда, посмотреть на статистику трудоустройства, данные службы занятости показывают, что именно человек с хорошим профессиональным образованием значительно быстрее найдет себе место работы, чем выпускник юридического факультета.

Есть вообще статистика, сколько студентов идут работать по специальности?

– Статистики нет. Долгое время существовала такая странная практика, когда министерство запрашивало у университетов данные, как трудоустроились их выпускники. По факту, для преподавателей университета это значило, что они приходили к своим студентам и говорили: принесите нам справку о том, что вы уже где-то трудоустроены, иначе мы вам диплом не выдадим.

Все университеты докладывали, что у них 90-95% трудоустроены. Эту бюрократическую нагрузку с университетов мы сняли, и сейчас мы думаем над тем, как наладить другой механизм сбора данных.

На что мы можем смотреть – это на информацию службы занятости. У нас на сегодня 80% выпускников школы попадает в университеты. Это очень много. Посмотреть европейскую статистику – это половина выпускников школы. Мы не осуществляем каког-то качественного отбора абитуриентов, так как 80% лучших – это профанация. С другой стороны, это также значит, что только 20% остается тех, кто может пойти и получить профессиональную квалификацию.

Вопрос от слушателя 106 FM Дениса: "У меня предложение, чтобы дети учились восемь классов, затем получали узконаправленное образование в течение четырех лет".

– Предложение, которое заложено в законопроекте об образовании, предусматривает подобную модель той, что озвучил слушатель. После базовой школы ребенок будет идти в старшую школу последние три года, которая будет иметь специализацию.

Специализация может быть либо академической, либо профессиональной. Потому что есть профессии, которые являются академическими по своей сути. Если ребенок хочет учиться на юриста, например, у него есть задатки, то профессии рабочей юриста нет. Нужно академический профиль в таком случае выбирать.

Важное профилирования на уровне общеобразовательной школы, слушатель прав, чтобы ребенок попробовал, что это такое – направление, которое он выбирает. Потому что часто родители говорят, что экономика – это круто. А если бы ребенок последние три года попробовал этот профиль, посмотрел, что это такое, может, ему это неинтересно станет, может, он хочет быть музыкантом.

 У нас есть СМС-сообщение: "Если вы молодым учителям будете платить столько же, сколько и пенсионерам, то появятся новые учителя". Есть смысл в этом? Велика разница в ставках пенсионеров и молодежи, которая приходят?

– Ставка как такая – единая, единственный вопрос – в надбавках. Очевидно, пенсионеры, у них есть стаж, у них есть статус и т.д., они получают значительно больше надбавок, в результате чего их зарплаты действительно выше. Поэтому, очевидно, нам комплексно нужно просматривать зарплаты учителей.

Мы должны понимать, что за хорошую школу нам необходимо платить и нам необходимо выделять финансирование, чтобы действительно мотивировать лучших людей идти в школу. Поэтому, безусловно, этот вопрос надо пересматривать, чтобы в какой-то степени зарплата, которую получает учитель, зависела от его квалификации в большей степени, чем просто от времени, которое учитель проработал в школе.

В законопроекте об образовании, который я уже упоминала, предложен механизм добровольной сертификации. Учитель, который чувствует, что он является квалифицированным, может пройти добровольную дополнительную сертификацию. Это дает основания для дополнительной надбавки для зарплаты. У нас есть СМС-сообщение: "Если вы молодым учителям будете платить столько же, сколько и пенсионерам, то появятся новые учителя". Есть смысл в этом? Велика разница в ставках пенсионеров и молодежи, которая приходят?

– Ставка как такая – единая, единственный вопрос – в надбавках. Очевидно, пенсионеры, у них есть стаж, у них есть статус и т.д., они получают значительно больше надбавок, в результате чего их зарплаты действительно выше. Поэтому, очевидно, нам комплексно нужно просматривать зарплаты учителей.

Мы должны понимать, что за хорошую школу нам необходимо платить и нам необходимо выделять финансирование, чтобы действительно мотивировать лучших людей идти в школу. Поэтому, безусловно, этот вопрос надо пересматривать, чтобы в какой-то степени зарплата, которую получает учитель, зависела от его квалификации в большей степени, чем просто от времени, которое учитель проработал в школе.

В законопроекте об образовании, который я уже упоминала, предложен механизм добровольной сертификации. Учитель, который чувствует, что он является квалифицированным, может пройти добровольную дополнительную сертификацию. Это дает основания для дополнительной надбавки для зарплаты.

Когда будут стандартизированы учебники для школ и когда будет создан интернет-портал, чтобы их можно было загрузить?

– Большинство учебников уже загружено онлайн, министерство еще в позапрошлом году это сделало. На сайте министерства.

Другой вопрос касается стандартизации учебников, изложения онлайн. Надо понимать, что учебники нового поколения не должны быть отсканированными копиями тех учебников, которые мы имеем на сегодня.

Современные электронные учебники – это значительно более интересный продукт. В развитых странах очень много используются электронные учебники, это когда у тебя есть возможность что-то нажимать, крутить. Сейчас рабочие группы в министерстве работают. Министр особо много внимания этому уделяет, поэтому я надеюсь, что мы скоро выйдем на новое представление о том, чем может быть школьный учебник.

Возможно, надо выложить образцы, чтобы посмотреть, как это бывает.

– Мне повезло, я в прошлом году по приглашению ЮНЕСКО была на конференции в Китае и там нам показывали одну из школ, где дети сидят за компьютерами и у них на мониторах появляется учебник по физике, они могут пальцем вести по экрану, картинка переворачивается, крутится, они рассматривают с разных сторон, они нажимают различные кнопки, происходят какие-то процессы и т. д. Им интересно, потому что это дети, которые выросли, имея на руках какие-то электронные гаджеты.

Очевидно, бумажный учебник с иллюстрациями 1960-х отталкивает от школы. Я изучала этот вопрос, у нас есть некоторые IT-компании, которые производят учебные продукты для детей. Я для своего сына загрузила программу, он учит цифры на украинском языке у меня на телефоне. Такие программы небольшие есть, но целостный учебник – это масштабный проект, к которому надо двигаться.

Смотрите также: Орландо Блум в окружении школьников в Донбассе

Как заявила в эфире радиостанции Голос Столицы эксперт аналитического центра ЦЕДОС Ирина Когут, школьная программа на сегодня слишком перегружена, от чего страдает качество обучения. По ее мнению, в первую очередь нужно реформировать старшую школу.

Напомним, 5 мая в Украине стартовал первый этап внешнего независимого оценивания. Сессия началась с тестов по украинскому языку и литературе. Для участников ВНО было организовано 267 тысяч рабочих мест. Жалоб по проблемам с допуском, ходом, началом сессии не поступало. Об этом в эфире радиостанции 106 FM заявил директор Центра оценивания качества образования Вадим Карандий.

Самое читаемое
    Темы дня