наверх
24.04.202409:36
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Прорыв трубопровода в Киеве. Как получить компенсацию – адвокат

(обновлено: )37601
Эксперты предупреждают: от очередной аварии на теплотрассе киевлян никто не обезопасит. Адвокат Вячеслав Гончаров рассказал как получить компенсацию, если в результате аварии пострадало имущество.

В городах массово "пробиваются" фонтаны кипятка. Буквально вчера, 23 мая, в центре столицы, на улице Прорезной, неподалеку от Майдана, прорвало трубопровод, образовался 10-метровая струя. Еще один прорыв произошел на Голосеевском проспекте. 18 мая, возле одного из киевских торговых центров из-за прорыва водопровода провалился асфальт и образовался фонтан. 10 мая в центре Харькова, тоже вода прорвалась из-под асфальта. Струя воды был настолько сильным, что поднялся выше уровня 4-х этажного дома.

Когда ждать следующего прорыва, ситуацию прокомментировала в эфире радиостанции Голос Столицы руководитель жилищно-коммунальных программ гражданской сети "Опора" Татьяна Бойко.

Можем ли мы говорить, что кто-то конкретный, кто виновен в прорыве той или иной трубы? Кто за этим должен следить?

— Трудно сказать. Должны, наверное, руководители, которые в течение многих лет устанавливали популистские тарифы, которые в себя не включали средств на ремонт. У нас на 2/3 сети теплопроводные — изношены. То есть такое может произойти в любое время.

Можем ли говорить о конкретной дате, когда закончится срок эксплуатации водопроводных, канализационных систем?

— Я точно не могу сказать, но, кажется, треть уже свой срок изжила. Они уже должны быть заменены. В некоторых городах уже происходит замена сетей, но это все огромные средства. Денег нет, нужно брать кредиты. Кредиты дорогие. Такие кредиты предоставляют ЕБРР, Всемирный банк. Но это все проекты, программы. Должна быть инвестиционная составляющая, чтобы люди потом все равно возвращали эти средства.

А есть приблизительная оценка стоимости замены систем, например, в Киеве?

— У меня таких расчетов нет, но это точно сотни миллионов гривен. По Украине проекты разные, например, Всемирный банк финансирует два проекта — один по водоснабжению и теплоснабжению, средняя стоимость каждого проекта более миллиона гривен. Я думаю, что в Киеве это гораздо большие средства.

Должны как-то предупреждать о возможных аварий на сетях. Проводятся такие работы?

— Если это территория города, то это городские сети и именно они в ответственности водоканала находятся или "Киевэнерго". Соответственно, именно эти учреждения должны следить. Время от времени они проводят испытательные работы на месте. Но гарантий никто никаких не может дать стопроцентных. Поэтому очевидно, что можно усилить меры, чтобы сделать какие-то потенциально аварийные участки, но мы имеем патовую ситуацию. Мы не застрахованы в городе.

То есть если не осуществить замену систем, то мы постоянно будем получать такие сообщения?

— Мы не можем ставить в тариф все средства, которые нужно, потому что у нас вода и так будет по 150 гривен и мы не сможем такие средства платить. Поэтому нужно как-то общаться с киевлянами, вместе решать, что мы делаем в первую, вторую, третью очередь.

В прошлом году был первый рост тарифов. Что за этот год из дополнительных средств было сделано в плане модернизации, замены, ремонта?

— С подобным вопросом мы направляли запросы, но не получили ответа. Национальный регулятор, который устанавливает тарифы, должен обнародовать отчет по выполнению таких инвестиционных программ. Из наглядного, что делал "Киевэнерго" — это ставил счетчики в домах за счет инвестиционной программы. Осуществляется какой-то точечный ремонт трубопроводов, но больше информации об этом мы не имеем.

В результате вчерашних прорывов, как минимум, несколько автомобилей получили повреждения. Пару лет назад, в Киеве на Троещине произошло массовое затопление автомобилей. У автостоянки на которой находились десятки дорогих иномарок, лопнула водопроводная труба.

Через несколько минут около 300 автомобилей, оказались под водой. Руководство автостоянки во всем обвиняло коммунальные службы. Коммунальные службы, в свою очередь, объясняли потоп наступлением весны и таянием снега. А страховые компании списали все на форс-мажор, отказавшись от выплат.

Что делать автовладельцам, если они оказались в такой ситуации, в эфире радиостанции 106 FM пояснил адвокат Вячеслав Гончаров.

Если вдруг автомобиль был поврежден в результате такого прорыва, как вчера случился на Прорезной, можно рассчитывать на какую-то компенсацию?

— Конечно же стоит рассчитывать и требовать, и подавать иски, и соответственно организовываться в определенные инициативные группы общественные, подавать коллективные иски. Ответчиками по данным вопросам могут быть службы, на балансе которых находятся данные коммуникации. То есть в данном случае это водопроводы, водоотводы. Они соответственно берут плату за водоснабжение, должны содержать их и поддерживать в надлежащем состоянии.

Реально отсудить что-то у таких служб?

— Если правильно фиксировать все сначала данного события, то есть составлять соответствующий акт о повреждении, документы, производить оценку автомобиля, то все вполне реально. Особенно если это не один поврежденный автомобиль, а сразу несколько десятков. Тогда это коллективные иски и в таких делах судьи принимают более объективные и обоснованные решения.

Коммунальщики — это первые ответчики. От кого еще можно требовать компенсацию?

— Бывают случаи, когда часть трубы или труба принадлежит или находится на балансе у частных структур. То есть, это могут быть ЖЭКи, ОСМД, это могут быть даже компании, которые получили лицензию на водоснабжение. Но, учитывая данную локацию, это, скорее всего, коммунальная служба водоканала.

Реально подать иск на страховую компанию, которая отказывается платить деньги, и выиграть его?

— Да, я считаю, что да. Но я бы советовал, конечно, ставить несколько ответчиков. На тот случай, если все-таки в договоре не предусмотрено данное событие. Или будет доказано, что это была диверсия, может действительно делались ремонтные работы, например, работниками автостоянки, они случайно задели эту трубу. Если же будет найден виновник, это может быть физическое или юридическое лицо, то соответственно он будет выступать ответчиком. Но если автомобиль застрахован, то непосредственно страховая возмещает страховой случай, делает страховую выплату владельцу автомобиля, а затем уже подает иск на виновную структуру.

Что входит в понятие "форс-мажора"?

— Определение "форс-мажора" — это непредвиденная ситуация, которую трудно записать в договоре или предвидеть. Обычно к таким событиям относятся землетрясение, оползни, наводнения и так далее. В любом случае, эти события, во-первых, трудно отнести к форс-мажорам, потому что действительно это именно тот случай, от которого страхуются. И дело в том, что в договоре иногда четко прописывают, что такое форс-мажор. То есть, то что не прописано, не является форс-мажором. Например, раньше пытались ситуацию в стране инфляционную или экономическую предусмотреть как форс-мажор. На самом деле это не было форс-мажором. То есть, стороны сами определяют, как правило, что является форс-мажором.

Ранее в эфире радиостанции Голос Столицы адвокат Иван Либерман заявил, долг в 15 тысяч гривен за коммуналку грозит потерей квартиры. При этом из дома могут выселять даже нетрудоспособных и несовершеннолетних граждан.

В Украине начали продавать квартиры за долги. Первый случай был зафиксирован в Луцке. К тому же, местные власти предупредили, что тех, у кого долги за коммуналку будут более 10 тысяч гривен, ждет та же участь. Известно, что арестованные квартиры выставят на аукцион.

Читайте также: Смотри в оба! Валютные кидалы и аферисты уже ждут тебя за углом

Напомним, 1 мая население и предприятия теплокомуненего должны платить за газ по единому тарифу — 6879 гривен за тысячу кубометров. Таким образом Кабмин выполнил требование МВФ по внутренним ценам на газ, доведя их до уровня рыночных.

Самое читаемое
    Темы дня