наверх
21.05.201912:31
Курсы валют НБУ
  • USD26.20- 0.17
  • EUR29.26- 0.20

Налоговая реформа: правила игры будут корректировать три года – эксперт

Украина: навстречу реформам или катастрофе? (229)

(обновлено: )323
Финансовый аналитик Григорий Перерва убежден, что бизнес не отреагирует на снижение налоговой нагрузки мгновенным выходом из тени. Он считает, что предприниматели будут опасаться дальнейшего повышения налогов после легализации своего бизнеса.
Государственная налоговая служба Украины

Созданный офис реформ при Министерстве финансов должен запустить новый бюджетный процесс, провести налоговую реформу и решить проблемы с таможней. Об этом сообщил министр финансов Александр Данилюк. По его словам, Министерство финансов должно стать двигателем реформ.

Также Александр Данилюк отметил, что Государственная фискальная служба должна уменьшиться в три раза, а сама реформа ГФС — это приоритет номер один.

Читайте также: Эксперт: чиновники безнаказанно врут в налоговых декларациях

Финансовый аналитик Григорий Перерва в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал заявления главы Минфина Александра Данилюка.

Какие функции должен исполнять офис реформ при Минфине?

- По функциям – это согласительный, рекомендательный совет. Этот орган не является непосредственным исполнителем. Он аккумулирует информацию, анализирует и на основе этого анализа дает рекомендации, контролирует определенные этапы выполнения программ. По большому счету, это именно аналитическая структура.

Как вы оцениваете заявления Данилюка? Удастся ли реализовать обещанное?

— Заявления правильные, но реализовать их будет сложно. До этого министерство выполняло несколько другие задачи. Основная задача была – это реструктуризация внешнего долга, и она уже выполнена. Действительно, сейчас первая задача – это оптимизация налоговой нагрузки внутри страны, это стимулирование предпринимателей к выходу из тени, это равномерное распределение налогов по всем работающим в Украине предприятиям. Также это создание условий, которые стимулировали бы предприятия к выходу из тени, это создание новых юридических лиц, вовлечение в процесс обычных людей и привлечение инвестиций. Будут ли эти задачи решены, увидим только со временем.

Сколько времени есть у Минфина, чтобы показать результаты?

— Думаю, что раньше, чем через полгода мы ничего не увидим. Издать документы можно очень быстро, в течение ближайшего времени, но внедрить их в жизнь будет намного сложнее. Первый этап может быть пройден буквально сразу, а первые результаты будут, в лучшем случае, к концу года.

Оптимизация налоговой нагрузки вызвала оживление среди предпринимателей. Ставка делается на то, чтобы экономика внутри страны заработала?

— Да. По крайней мере, это активно декларируется, и есть надежда, что это будет активно внедряться. При этом я хочу заметить, что далеко не всегда снижение налоговой базы ведет к повышению экономической активности в стране. В Украине есть устоявшаяся привычка: сколько бы налогов не требовалось заплатить, мы будем всегда стараться заплатить их меньше. Сложно переломить психологию, показать, что государство готово играть по правилам. Больше всего любой предприниматель боится того, что мы на короткий период создадим правила, посмотрим, сколько у них всего есть и обложим налогами. Поэтому Данилюк сказал, что мы будем переходить к среднесрочному планированию, в частности, это формирование бюджета на три года. Если это так и будет происходить, то уже можно ожидать каких-то более понятных правил игры. То есть, установление в трехлетнем режиме понятных, единых требований ко всем действительно будет стимулом для выхода из тени, активизации экономики.

Глава Минфина заявил, что пока в стране не улучшится инвестиционный климат, аграрии не получат налоговых льгот. Чего ожидать сельхозпроизводителям от этой реформы?

— Наверное, аграриям живется немного лучше, чем большинству предпринимателей в остальных секторах. Крупный производитель сельхозпродукции, который может работать на экспорт, чувствует себя комфортно даже в сегодняшних условиях. В дальнейшем улучшать его комфортность за счет остальных, я думаю, никто не будет. Кроме того, Украина очень заинтересована в том, чтобы аграрный сектор активно развивался, поскольку это один из основных источников поступления валюты в страну. Чем лучше он будет работать, чем больше товара будет идти на экспорт, тем выгоднее это будет для самой Украины. Тем более, что аграрный сектор будет тянуть за собой и ряд других сфер экономики, начиная от легкой промышленности и заканчивая машиностроением. Но я не думаю, что будут какие-то существенные налоговые льготы для аграриев.

В мире Украина должна позиционировать себя как аграрная страна?

— По ряду позиций — да, но в целом — нет. Украина очень долго себя позиционировала как промышленное государство. Смещение баланса в сторону аграриев началось не так давно, когда мы увидели, что можно эффективно использовать наше природное богатство с выгодой для себя. Со времен СССР у нас была мощная промышленная база, и когда возможности ее эксплуатации снизились, когда она просто морально и технически устарела, то на первое место стал выходить аграрный сектор. Но пока мы еще не заняли ведущих позиций.

Вы сказали, что снижение налогов напрямую не повлияет на экономическую активность. Почему?

- У нас всегда есть оппозиция к действиям власти, поэтому снижение налогов в нашей стране – это ожидание очередного подвоха со стороны правительства. Как правило, сначала идет снижение налогового пресса, затем развитие экономики, затем усиление налогового пресса в разумных пределах. К сожалению, в Украине за последнее время был единственный период, когда были похожие действия и они дали результат — это реформа Кучмы-Ющенко в конце 1990-х – в начале 2000-х годов. Затем постепенно налоговый пресс увеличился и все начали уходить в тень, прятаться. Это пока очень хорошо сохранилось в памяти предпринимателей. Поэтому я не думаю, что сразу будет позитивный ответ со стороны бизнеса. Сначала будет какая-то пауза и очень осторожное наблюдение за ситуацией. Вообще, опыт мировых стран показывает, что налоговый пресс может быть достаточно сильным. И четкие правила игры в большей степени стимулируют бизнес для развития, чем непонятная низкая налоговая база, регулярно меняющиеся правила. Тут очень тонкая грань, далеко не всегда снижение налогов дает позитивный эффект.

Как ранее заявил в эфире "ГС" эксперт Тарас Загородний, реальной оценкой эффективности реформ можно считать только рост экономики, однако в настоящее время его нет.

Ранее председатель всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич заявлял, что ГФС — это "змеиное гнездо в нашей государственной машине".

Самое читаемое
    Темы дня