наверх
20.04.202413:45
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Вигиринский: рост тарифов на воду несоизмерим с доходами населения

Тарифные протесты. (299)

(обновлено: )128320
Заместитель директора общественной организации "Публичный аудит" Андрей Вигиринский считает, что решение Кабмина поднять тарифы на газ это не реформа, а лишь необходимое решение.

Главным предпраздничным событием в экономической плоскости стало повышение цены на газ. По мнению некоторых экспертов, это может вызвать кризис платежей, будет расти задолженность, потому что люди просто перестанут платить.

При этом эксперты уверены, что в нынешней ситуации повышение цены на газ не приведет к сокращению энергозависимости, сокращению потребления газа, повышению интереса независимых игроков к увеличению производства газа.

Повышение тарифов в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал заместитель директора общественной организации "Публичный аудит" Андрей Вигиринский.

С 1 июля 2016 года тарифы на тепловую энергию и на услуги центрального отопления повысятся на 75-90%. Как вы это прокомментируете?

― Теплая вода будет по 78 грн за один кубический метр. О ваннах можно забыть, надо переходить на душ. Сумма, которую необходимо заплатить, несоизмерима с минимальными доходами, которые повысились на 6%. Если говорить глобально, какие последствия будут, то мы приняли законопроекты по третьему энергетическому пакету, и нужно создать рынок газа, к которому поставщики будут иметь одинаковый доступ. Их деятельность должна быть рентабельной. Более того, нужно рассматривать страну как огромный рынок. И неспроста разговор идет про приведение стоимости газа к стопроцентному соответствию с импортными аналогами.

Существует ли какая-то стратегия развития этого рынка?

― Мы программки хорошо пишем в стране до 2020-2022 года. Другая сторона вопроса – это люди, потребители, которые фактически половину потребляют газа. Повышение тарифов происходит в соответствии с так называемым Меморандумом о сотрудничестве с МВФ. Этому документу уже два года, а прописывался он с учетом, что в 2016 году будет рост экономики на 4%, в 2017 году будет рост реального ВВП. Рост реального ВВП приводит к тому, что у людей повышаются их официальный доход. Сейчас мы смотрим по факту. 2016 год – рост ВВП по факту 0,5–1%, то есть ноль. К концу года хорошо, если на ноль выйдем, а не в минус.

При отсутствии роста прибыли у населения нельзя говорить, что повышение цены будет соразмерно повышению доходов. Обычное подтверждение – это информация Минсоцполитики, которое, судя по всему, не было вовлечено в процесс принятия решения о повышении тарифов. Там говорят о том, что "ребята, у нас по отношению к тому, сколько было субсидиантов на конец года, их количество увеличилось на 50%". Они брали отправную точку – 5,5 млн домохозяйств, которые получают субсидии, теперь плюс еще 50%. Среднее количество членов домохозяйств – три человека, итого 24 млн. При населении в стране 42 млн получается, что более 60% населения не способно оплатить тарифы.

Насколько это реальная цифра?

― Мы не сгущаем краски. Это я не свой прогноз говорю, это заявление официального лица. И если власть говорит о том, что это не повлияет на платежи населения по коммунальным услугам, если вы платите за 65% населения, то, наверное, можно допустить, что какой-то процент увеличения будет. Но все-таки 10% или 20% будут платить в силу низкого потребления и нужд небольших, либо в силу доходов. В то же время мы видим динамику за последних два месяца. Очень неплохо манипулируют и говорят, что задолженность по платежам сократилась. Можно открыть сайт "Нафтогаза" и посмотреть платежи за газ и состояние расчетов за газ, кажется, за март и февраль. Там идет рост задолженности, то есть население не платит. Может быть, не стоило спешить становиться на сторону МВФ?

Но ведь дотаций предприятиям теперь тоже больше нет?

― Дотации — это было покрытие себестоимости плюс заработок. Это когда они были прямые из бюджета. Сейчас это происходит так: вот вам рыночный тариф, в котором уже заложена и прибыльность, и амортизация, и инвестиционная составляющая. Но только получатель это гражданин, а гражданин уже как бы платит. Хотя он к деньгам не прикасается абсолютно. И граждане не почувствуют этого улучшения. Пока европейцы к нам зайдут и дойдут до рынка именно бытовых потребителей, несколько лет пройдет, если мы говорим о качестве услуг, ремонте сетей, уменьшении потерь в них.

А реформа сферы ЖКХ подразумевается?

― На реформу нужны деньги. Если читать внимательно интервью Коболева и представителей министерства, то они хотят заставить людей экономить, потому что у нас люди не бережно относятся к энергетическим ресурсам. Чтобы заставить, нужно принудить платить высокую цену. Какая ситуация сейчас будет? Повысили тарифы. Летом потребление меньше, нужно утепляться. Сейчас потребитель уже заинтересован в приборе учета по теплу как минимум.

Уже везде установили эти счетчики?

― Нет, эта процедура до 2017 года прописана. Реформирование и улучшение и энергетической безопасности страны как раз и состоят в том, чтобы население вынудить экономить. Сейчас вот покупать будут бойлеры электрические. Соответственно, говорят о том, что летом, возможно, возобновится кредитование потребления. Утепление окон, утепление домов, замена котлов и т. д., но основной упор будет сделан именно на то, что касается потребления электричества. А тарифы на электричество у нас будут повышаться еще в 3 этапа. И это не конечный результат повышений.

Если мы вспомним опыт Польши, то между 1990 и 1993 годами цена газа для индивидуальных хозяйств выросла на 490%.

― Да. У нас тоже. Сколько стоили 400 или 700 грн в 2013 году, а сколько сейчас?

Эти шоковые реформы, которые проводило правительство Польши, привели к величайшему разочарованию, которое коммунистов вернуло на ведущие позиции.

― В условиях экономического кризиса социально-ориентированные силы, левые так называемые, получают рост рейтингов. А чего далеко ходить? Коммунисты у нас запрещены законом, их риторику подхватывает Юлия Тимошенко. Она сейчас "выезжает" сугубо на теме, которая связана с тарифами. Давайте секундочку подумаем, какие ее действия были как представителя защиты прав населения? Блокирование трибуны, неголосование за законопроекты и т. д. Когда шел разговор о коалиционном соглашении, в котором она участвовала, она отказалась. А сложно было внести туда поправку о том, что подождите, заморозьте тарифы, хотя бы рост на год, на два?

Сейчас начинается парламентская неделя. На кону 24 законопроекта, от которых зависит финансирование МВФ. Фракции, которые представлены в парламенте, которые позиционируют себя как социально-ориентированные, могут заблокировать работу коалиции с тем, что "ребята, вы либо не принимаете законы, которые вам нужны для того, чтобы получить деньги от МВФ, либо вы пересматриваете вопрос, который касается тарифов". Это один из способов.

Какой пересмотр может быть?

― Не существует понятия экономически обоснованной цены. Сейчас мы говорим о цене рынка. Цена рынка была 3 года назад 450 долларов. Тогда и нефть была по 100-120 долларов. Сейчас общее падение на сырьевую составляющую на мировых рынках. И сейчас мы говорим о цене в 200 долларов как не экономически обоснованной, а рыночной.

Смотрите также: Новые тарифы на газ для украинцев с 1 мая

Когда газ покупался импортный по одной цене, а населению продавался по другой, это было своего рода заигрывание и искажение. Это был искривленный взгляд, когда человек спокойно относится к тому, сколько он потребляет, потому что стоит это копейки.

А что касается тарифов на отопление?

― Улучшение очень тесно связано с энергонезависимостью страны и с экономией на уровне предприятий. Ни для кого не секрет, что значительные потери на теплосетях происходят, когда исходная мощность или температура одна, а приходная, которая в квартире, совсем другая. Здесь вопрос к предприятию: вам платится рыночный тариф. Нужно контролировать выполнение инвестиционных программ, которые связаны с обслуживанием теплотрасс, их модернизацией, с заменами тепловых центральных котлов, которые должны генерировать это тепло, чтобы они более энергоемкие, энергоэкономные, энергосберегающие были.

А где фонд энергоэффективности, который должен быть создан? Говорят, что в этом фонде будет два счета: один бюджетный, другой – за счет международных доноров. Повышение тарифов произошло, а фонд не создан. Суть в том, что реформа у нас односторонняя, однобокая, то есть повысили тарифы – и все. Это не реформа. Это решение. Реформа – это комплекс мероприятий.

Почему реформы у нас проводятся только под давлением МВФ?

― А как по-другому принудить? Они даже не пытаются это скрывать. Есть официальные интервью лиц от МВФ, которые говорят, что других способов нет обязать эту власть. Тут вопрос не столько в тарифах и энергетике. Это комплексный вопрос. Они смотрят на коррупцию, на управление хозпредприятиями и т.д. И других способов, кроме "сделали реформу — дали деньги" они не видят.

Давайте посмотрим на Грецию. В эти выходные у них предстоит пенсионная реформа, которая должна сократить расходы на 1% ВВП греческого расхода на пенсионное обеспечение. Социальная реакция в стране: 15 тысяч граждан вышли на митинги, протесты и акции. И кто их выводил? Профсоюз. А теперь возвращаемся к вопросу доходов населения, минимальные повысили зарплаты на 6%. Якобы работники должны быть счастливы. Где профсоюзы?

У нас существует вообще институт профсоюзов?

― Да, существует — номинальный. Почему повышается тариф? Потому что есть безнаказанность. Есть возможность повысить. Ни одна политическая сила не выводит людей ни на митинги, ни на акции протеста.

Смотрите также: Что думают украинцы о положении дел в стране

Как рассчитывается цена на газ для конечного потребителя?

― Во-первых, цена 200 долларов, о которых идет речь, это цена на хабе. Дальше с хаба идет транзит, плюс есть налогообложение. Вот и получается зазор. Плюс вопрос в том, какой курс будет заложен априори в бюджет, который будет пересмотрен. Если это будет курс 27, то тариф еще возрастет. Кстати, согласно тому же Меморандуму о сотрудничестве с МВФ, каждый квартал тариф будет пересматриваться с учетом двух факторов: международной цены и курса. Соответственно, если НБУ и правительство допустят девальвацию последующую гривны, то тариф будет пересмотрен.

Что нужно сделать для того, чтобы увеличить внутреннюю добычу энергоносителей?

― Чтобы развивать добычу, необходимы инвестиции. Разведка может не дать тех результатов, которые необходимы. Необходимо повышать эффективность добычи как таковой. Но цифры, которые озвучиваются, они разные. Это и 20 долларов, и 40 долларов, и 60 долларов. В одном из последних интервью Коболева, кажется, звучала цифра, что 60 долларов себестоимости газа покроет развитие новых месторождений. Если вопрос бы стоял стратегически в том, что нужно снизить тариф, то, может, мы эту добычу обложим гораздо меньшей рентой, освободим от уплаты НДС?

Есть целый ряд механизмов. Вы взимаете НДС, ренту, а потом говорите, что субсидии заплатите с той же ренты, потому что тариф вырос. Вы сначала заплатите ренту, а мы потом с этой ренты заплатим людям субсидии, а потом эти деньги опять вернутся к вам. Это просто круговорот.

Можно ожидать, что разочарование выльется в тотальную неоплату тарифов?

― Я не думаю, что будет неоплата. Все это выльется не более чем в возмущение, которое будет тихо озвучиваться друг другу. Знаете, есть ведомые и ведущие. Население, к сожалению, ведомое. Общественным акциям, которые будут демонтировать гражданскую позицию, нужны лидеры. Таких лидеров, которые призывали бы к таким действиям, в стране на сегодня нет.

Но есть же некоторые депутаты, которые ратуют за это.

― Это ситуативные явления. Да, они появились, они добились какого-то рейтингового влияния для себя, и после этого они потерялись. Ближайший месяц будет весьма показательным в парламенте. Работа законодательная предстоит очень значительная. И если это месяц покажется этим условным политическим лидерам, то вполне вероятны досрочные парламентские выборы. И такая карусель будет целое лето, акции протеста на тарифной теме. Но если необходимые 24 законопроекта, изменения в Конституцию будут приняты, то о тарифах разговор вообще если и будет идти, то весьма вялый. Хотя в прошлом году была эта тема весьма и весьма актуальна.

Почему после такой актуализации вопроса тарифы вновь подняли, причем настолько существенно?

― Тогда собрали комиссию, комиссия посидела, пожурила, поговорили месяц, написали о том, что тарифы не обоснованы. А какой законопроект был зарегистрирован по результатам? Может, формула была прописана на законодательном уровне хотя бы на уровне проекта? Нет, этого не было. Нам предложили просто: давайте снизим ренту. Только вопрос в том, что тариф и рента — это немножко разные вещи. Для того, чтобы ранта повлияла на тариф, нужно на законодательном уровне закрепить формулу, которая продемонстрирует эту зависимость. Когда вы снизите ренту, а тариф будет устанавливать независимый регулятор, тогда меньше поступлений в бюджет, а предприятию — больше. А маржа, которая образуется, пойдет на предприятия.

Насколько большой будет эта маржа?

― Они еще не начали работать по новым тарифам. Но последние сведения, которые я видел, что около 70 % дополнительного дохода от повышения тарифов разделят между собой бюджет в виде НДС, ренты; и "Нафтогаз" в виде разницы между закупочным тарифом для «Укргаздобычи», и, соответственно, своими расходами на транзит и т. д. То есть сейчас нужно найти решение, которым будет утверждена новая цена закупочная на газ добычи «Укргаздобычи», приведение всех документов, нормативов в соответствие. Тогда можно будет понимать, какая маржинальность.

То есть предприятие не получает дотаций напрямую?

― Не получает. Это все равно кредиты, которые нужно возвращать. Но цель реформы в том, чтобы размылось понятие национальной добычи и импорта. Просто газ — товар. Забыли о том, что он у нас добывается или еще откуда-то привозится. Теперь у нас есть единственная цена. Это должно было бы завершиться в 2017 году, но случилось чуть пораньше.

Как дальше будет развиваться рынок поставок газа потребителям?

― «Киевгаз», например, очень заинтересован сохранить потребителей. Чем больше лояльности они сейчас будут проявлять по отношению к потребителям, тем больше шансов на то, что когда зайдет другой трейдер, международный, либо это будет трейдер по нерегулируемым тарифам, то граждане не перейдут на обслуживание к нему.

Даже убыточные тарифы, какие бы они ни были, за счет компенсации все равно прибыльны. В прошлом году произошло расщепление трейдниговых функций газа. И к сетям теперь имеют доступ формально все юрлица, которые имеют лицензии. Эти лица не всегда связаны с тем, что мы привыкли называть монополистами — «Киевгаз», «Тернопольоблгаз». Это могут быть юрлица, ООО, которые имеют право осуществлять трейдинг.

Такие предприятия забирают прибыль у олигархов, у того же Ахметова?

― Если по Киеву, то может быть. Но в основном это касается другого человека, который сейчас в Австрии.

Ранее экс-министр топлива и энергетики, председатель наблюдательного совета "Киевэнерго" Иван Плачков назвал вакханалией и абсурдом то, как формируются жилищно-коммунальные тарифы в Украине.

В то же время аналитик общественной организации "Публичный аудит" Тарас Галайда отметил, что Украина перешла на европейские тарифы, но качество коммунальных услуг так и не пришло к европейским стандартам.

Самое читаемое
    Темы дня