наверх
24.04.202406:52
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Коррупция на таможне: Украина теряет до 100 млрд грн каждый год

(обновлено: )475
Премьер-министр Гройсман сообщил, что реформу таможни планируют провести до конца года. Заявление главы правительства прокомментировали эксперт Юрий Федчишин и председатель Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.

В правительстве вновь взялись за таможни. Премьер-министр Владимир Гройсман сообщил, что в течение двух недель предоставит свое видение того, как следует заняться реформированием таможни. При этом он не исключил, что придется уволить главу Государственной фискальной службы Романа Насирова. Премьер-министр надеется, что реформа таможни, которую правительство планирует провести до конца года, позволит вывести из тени многомиллиардные денежные обороты.

Гройсман также заявил, что необходимо доработать систему управления рисками грузов на таможне и перевести ее на полностью автоматический режим. Он подчеркнул, что как только таможенники начинают вмешиваться в систему оценки таможенных рисков, то сразу "начинают на этом зарабатывать".

Напомним, что предыдущий премьер-министр Арсений Яценюк также пытался бороться с коррупцией на украинских таможнях. Для этого он решил привлечь к помощи британскую компанию и в ее управление отдать четыре украинские таможни – Закарпатскую, Львовскую, Волынскую, Черновицкую таможни.

Своим мнением касательно реформ ы налоговой и таможенной систем в эфире радиостанции Голос Столицы поделился эксперт по вопросам таможенной политики института общественных исследований Юрий Федчишин.

Что тормозит реформу украинских таможен?

– Тормозит реформу таможни отсутствие действий. Просто нужно предпринимать необходимые действия, реальные, а прошлый год только закончился декларациями. 

Нужна замена информационных систем для улучшения таможни, то есть автоматизация. Сейчас это делается в ручном режиме. И из-за этого существует большой фактор коррупции. Также слабо регламентирована деятельность таможенников. Из-за этого у них очень большая свобода по тому, как принимать решения. Особенно это касается таможенной стоимости.

Читайте также: Правящие партии устраивает коррупция – эксперт

Кроме самого таможенного контроля, нужно проходить радиологический, фитосанитарный контроль. Это все затраты. Нужно сделать это по принципу единого окна. Также нужна реформа таможенных терминалов, потому что таможенные терминалы – это логистические центры, их должно быть много. У нас же в этом деле коррупция, поэтому их мало. Не дают предпринимателям открывать больше таможенных терминалов. 

Также нужно пересмотреть критерий осмотров груза. У нас в Украине осматриваются 50% грузов. А в развитых странах это 7%, в неразвитых – 15%. То есть мы в три раза хуже, чем неразвитые страны. Это из-за того, что у нас слишком размытые критерии для осмотра груза, для осмотра транспортного средства. Из-за этого правоохранительные органы злоупотребляют. Осматривается все, что хочется.

Реально ли в течение 30 дней подготовить полноценный план реформы, который в ближайшее время может быть реализован? Стоит ли менять главу ГФС?

– Что касается сроков для подготовки, 30 дней вполне достаточно. Но от главы ГФС зависит не все, конечно. Та же коррупция на таможне очень сильно связана с коррупцией в правоохранительных органах. У них есть полномочия влиять на таможенников и принуждать их к осмотру товаров. Это была одна из самых массовых схем коррупции на таможне.

А сколько времени необходимо на внедрение изменений?

– Некоторые решения можно внедрять за 3 месяца. От 3 месяцев они уже могут действовать. Регламентация процедур – это немножко дольше.

Сейчас мы слышим разные оценки относительно того, сколько теряет украинский бюджет от коррупционных схем на таможне. У вас есть какие-то оценки относительно цифр?

– Невозможно подсчитать полностью. Минимум 40 млрд грн, я думаю. От таможни сейчас поступает, по-моему, 220 млрд. А учитывая, что коррупция на уровне 40-50%, вполне возможно, что можно насчитать и 100 млрд.

Если все это систематизировать, тогда эти 40-100 млрд могут вернуться в госбюджет?

– Вполне могут вернуться. Можно еще будет сделать скидку на то, что некоторые виды бизнеса просто исчезнут, потому что они изначально настроены на то, чтобы возить контрабанду.

Подробнее о реформе таможни рассказала председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.

Скажите, какая сейчас ситуация на украинском таможнях?

– Я думаю, что все общество уже знает, что самая большая проблема в ГФС – это неудовлетворительная работа таможни. И у нас в комитете, кстати, очень много депутатов, которые понимают, что надо сделать на таможне, но наше видение идет вразрез с теми предложенными реформами, которые уже были зарегистрированы в ВРУ. Это те законопроекты, связанные в том числе с обязательствами перед МВФ.

Какие конкретно изменения должны быть?

– Сейчас у нас необычная структура ГФС. Таможня продолжает существовать якобы как в составе ГФС, но по структуре это самостоятельные юридические лица, которые выполняют свои функции. У нас глава таможни должен быть первым заместителем председателя ГФС. Его сегодня нет, но другие подразделения, которые были, когда так выглядела эта структура, остались. 

На данный момент планируется совсем переформатировать работу таможни, она растворится в составе ГФС в полном смысле этого слова, то есть вертикали таможни не должно дальше существовать. Но она затерялась в самой ГФС и ее функции нивелировались.

Есть какие-то данные, сколько средств государство теряет из-за коррупционных действий на таможне?

– Действительно, теряются огромные средства, которые могли бы быть в бюджете. Но эти вопросы не сможем урегулировать только изменением структуры таможни. Мы же не можем заменить всех работников таможни. 

Почему у нас происходит такой беспорядок на таможне? Потому что и среднее звено, и сами бойцы, работающие на первой линии, делают шаги по своему усмотрению. То есть нет выписанных подробно точных указаний, как должно происходить, если, например, декларант подал один из документов, вызывает сомнение. Что должен делать таможенник? 

Читайте также: The New York Times: непоколебимая украинская коррупция

А система рисков – это вообще абсурд. За систему рисков в других странах несет ответственность огромное количество структурных подразделений, кроме самого таможенника. Таможенник должен выполнять только функцию, то есть инспектор, который вводит декларацию, ничего не должен принимать по своему усмотрению. Это должно быть решение, которое будет прописано в программном обеспечении.

Яценюк говорил о том, что некоторые таможни должны быть переданы в управление иностранным компаниям. Как вы считаете, этот эксперимент в рамках реформирования правительства Гройсмана должно продолжаться?

– Мы неправильно говорим о передаче в управление иностранным компаниям. Этого не может произойти никогда, мы об этом уже говорили в комитете и непосредственно с этой компанией, которая может выполнить определенные функции по контролю. 

В соответствии с законодательством не могут осуществлять аутсорсинг на таможнях, тем более на тех условиях, что озвучивал предыдущий премьер. Для этого нужно внести большие изменения в законодательство, чего, я думаю, не будет сделано.

Эксперт гражданской инициативы "Реанимационный пакет реформ" Владимир Дубровский заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что облагать налогом использование рабочей силы неправильно, поэтому политикам стоит задуматься над полной отменой ЕСВ.

Ранее председатель всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич заявлял, что ГФС – это "змеиное гнездо в нашей государственной машине".

Самое читаемое
    Темы дня