наверх
29.03.202407:28
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Здравоохранение осталось рудиментом советской системы ― эксперт

(обновлено: )26210
Менеджер группы по реформе сферы здравоохранения "Реанимационный пакет реформ" Александр Ябчанка в эфире радиостанции Голос Столицы сообщил, что система медицины до сих пор работает в условиях плановой экономики.
Врач-офтальмолог проводит прием пациента

Воспользоваться бесплатной медициной в прошлом году в Украине смогли менее 4% больных. Об этом сообщил доктор экономических наук Андрей Ревенко в своей статье для ZN.UA.

При этом количество семей, которые не могли себе позволить получить необходимую медпомощь, выросло на 38%. Подробнее о реформе системы здравоохранения в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал менеджер группы по реформе сферы здравоохранения "Реанимационный пакет реформ" Александр Ябчанка.

Читайте также: Гонтарева, политика НБУ — цинизм и медицинское вмешательство

Действительно ли система здравоохранения становится все менее эффективной?

― Проблема в том, что тот бюджет, который государство выделяет на здравоохранение, используется крайне неэффективно. Он идет на содержание сети, а не на оплату услуг, которые получают граждане. Прежде всего, государство должно определить гарантированный пакет медицинских услуг. То есть граждане должны понять, что что-то оплачивает государство, а все, что вне этого пакета, люди оплачивают или из собственного кармана, или же они страхуются — и это оплачивает страховая компания.

Нужно разделить поставщика медицинских услуг и закупщика медицинских услуг, потому что сейчас и реализатор медицинских услуг, и условный закупщик — это Минздрав. Очевидно, что сейчас вообще такого понятия, как закупки медицинских услуг, нет, потому что учреждения здравоохранения являются государственными, а не частными предприятиями. Они не могут предоставлять эти услуги, поэтому все, что происходит сейчас, происходит по закону. Каким образом врачи с зарплатами в 2000 грн должны сводить концы с концами и, каким образом гражданин должен выбирать, где услуга лучше, где хуже? Все это у нас не регламентировано по одной простой причине. Мы и дальше живем в парадигме советской системы здравоохранения.

Почему такая система работала в советские времена и почему не работает сейчас?

― С советских времен прошло 25 лет, технологии ушли вперед. В то время, когда прописывалась эта норма в Советском Союзе, не было такого дорогостоящего лечения. Поймите, пересадка сердца будет стоить государству столько же денег, сколько скрининг, то есть плановое обследование энного количества граждан. Но основная причина не та. Основная причина — вообще плановая экономика, как показывает мировая история, как показывает история Советского Союза, просто неэффективной была. Более того, и в Советском Союзе никакой бесплатной медицины не было, все равно люди как-то договаривались. Все равно были какие-то очереди, а для того, чтобы пройти куда-то без очереди, люди заносили или деньги, или подарки, коньяки и так далее.

Дело в том, что мы уже четверть века живем в условиях рыночной экономики. А система здравоохранения осталась рудиментом советской системы. Очевидно, что нельзя, когда государство уже в системе рыночной экономики, чтобы часть страны работала в условиях плановой экономики. Это крайне неэффективно.

То есть медуслуги должны оплачивать граждане?

Бесплатной медицины нет, за услуги мы платим из наших налогов. 11% бюджета государство выделяет на здравоохранение. Но эти 11% используются крайне неэффективно. Это означает, что государство содержит систему здравоохранения.

Какая реформа должна состояться для ключевых изменений в содержании системы здравоохранения?

― В государстве солидарная система соцобеспечения. Эти деньги будут собираться, как и собираются. Речь о том, как они расходуются. Речь об операторе этих средств, то есть решать, в какую именно больницу пойдут эти деньги, какому именно врачу первички пойдут эти деньги. Это я бы хотел подчеркнуть отдельно. Дело в том, что всегда профилактика является более дешевой и удобной для граждан, чем лечение. Очевидно, чем на более ранней стадии начнется лечение, тем лучше и прогноз, и дешевле процесс. И за это должны бы отвечать врачи первички. Условно этих врачей называли семейными врачами. Этих специалистов гражданин должен выбирать себе сам, а государство — гарантировать универсально каждому этот пакет медицинских услуг, в который будет входить обязательная неотложная помощь и врач первички. Таким образом, у нас не чиновник будет определять, куда идут эти 11% бюджета, а будет решать сам гражданин.

А врач должен быть партнером гражданина в желании последнего быть здоровым, или если гражданин заболел, должен полечить и направить его туда, где тот может получить необходимую помощь. Таким образом, мы эти 11% начнем использовать эффективно. Нужно было также принять ряд законопроектов. Они должны были дать учреждениям здравоохранения право самим распоряжаться тем бюджетом, который дает сейчас государство, и самим попробовать быть субъектами хозяйствования. Эти законопроекты сейчас заблокированы в ВР, и я искренне надеюсь, что парламент хотя бы начнет такую ​​долгожданную реформу.

Ранее эксперт Владислав Онищенко в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что под руководством Александра Квиташвили Минздрав только расширил свои полномочия, в то время как реформы лишь декларируются, а не осуществляются.

В то же время президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк заявил, что в Минздраве не думают о людях, так как допускают дефицит вакцин повсеместно в Украине.

Самое читаемое
    Темы дня