Добровольческий украинский корпус "Правый сектор" с юридической точки зрения является незаконным вооруженным формированием. Об этом заявил главный военный прокурор Анатолий Матиос. По его словам, за два года батальон не определился с переводом в состав Вооруженных сил или Нацгвардии.
При этом адвокат Артем Афян отметил, что и власти слишком мало делают для того, чтобы улучшить свой имидж в глазах участников "Правого сектора". Такое мнение правозащитник высказал в эфире радиостанции Голос Столицы.
Может ли в стране два года действовать незаконное вооруженное формирование, о котором все знают?
– Мы имеем сейчас классический конфликт официальных властей и так называемых парамилитаров. Этот вопрос крайне неприятен, но Украине необходимо для себя раз и навсегда его решить.
Государство не может и не должно допускать существования на своей территории любого формирования, которое не имеет официального статуса, иначе разница между этим формированием и бандой будет слишком формальна, чтобы объяснить это своим жителям.Почему никто не трогает "Правый сектор", а только говорят о нем? Очевидно, то, что делает ДУК, это борьба за охрану Украины.
Тем не менее, ситуация так долго продолжаться не может. С одной стороны, тут виновато военное руководство Украины, а с другой стороны, те люди, которые принимают организационные решения со стороны ДУК ПС. Своим пассивным отношением к официальному статусу они выражают свое недоверие действующей власти, они очень сильно ущемляют права всех своих членов, лишая их любых гарантий, в том числе на случай увечий, смерти, плена.
Это расчет на возможность неофициально запускать в АТО такое вооруженное формирование?
– Я так не думаю. Скорее, Генштаб был бы рад решить этот вопрос, обозначив официальный статус для ДУК ПС, например, в составе Вооруженных сил.
О составе МВД говорить сложно, хотя есть и такие примеры. Но государству нужно хоть как-то обозначиться с тем, что действует определенное формирование.
В принципе, неподконтрольные действия – это пороховая бочка, которая может очень дорого обойтись Украине.
Если власти планируют как-то решать проблему, то это будет очень сложно, ведь "Правый cектор" раскололся…
– В этой ситуации виноваты обе стороны. Власти слишком мало делают для того, чтобы улучшить свой имидж в глазах участников "Правого cектора". Безусловно, это тоже непростая задача, но нужно что-то делать.
С другой стороны, мы говорим, что "Правый сектор" раскололся. Но что раскололось? Нигде документально это не прописано, нет никакой структуры, ничего нет. Есть просто некое неформальное объединение, которым управлять практически невозможно.
И давайте не забывать, что это объединение вооружено. Все с этим легко мирятся, покуда "Правый cектор" работает в АТО, но нельзя забывать и те эпизоды, в которых члены этой организации отличились в Закарпатье.
В тылу возникают эпизоды, когда вооруженные люди с маркерами "Правого cектора" совершают явно незаконные действия, чем дискредитируют тех людей, которые воюют на востоке страны.
Что можно сделать в такой ситуации?
– Я думаю, есть только один рецепт, который не понравится ни одной, ни другой стороне. Генштабу и "Правому cектору" нужно договориться. И "Правый Сектор" должен войти в состав ВСУ на каких-то организационных началах, чтобы обрести свой статус.Только после этого можно будет говорить о нормальном взаимодействии этих структур.
При этом этот статус может быть каким угодно – особенным, вспомогательным, но полное отсутствие статуса – это плохо и очень рискованно.
Но уже полгода пытаются договориться, и "Правый cектор" не идет в состав ВСУ ни на каких условиях…
– Об этих переговорах почти ничего не известно. Есть разрозненные заявления сторон, которые не всегда складываются в единую картину.
Мы до конца не понимаем, что именно предложил Генштаб "Правому cектору", какие были встречные позиции. И эта закрытость от украинского общества тоже не делает чести ни одной, ни другой стороне.
С какой целью Анатолий Матиос сделал такое заявление?
– Я думаю, что это подталкивание к принятию решения. Я пока не склонен воспринимать это как непосредственную угрозу или начало конфронтации. Это, скорее, озвучивание позиций, напирание на слабую позицию "Правого cектора" для того, чтобы подтолкнуть их, скажем так, к сделке.
Ранее в эфире радиостанции Голос Столицы политолог Андрей Золотарев заявил, что к расколу "Правого сектора" причастны как представители партии "УКРОП", так и центральные власти. По его мнению, контролировать правый сегмент политического спектра страны намерен бизнесмен Игорь Коломойский.
В то же время, по мнению политолога Николая Спиридонова, действия ПС стали более радикальными, поэтому Дмитрию Ярошу намного комфортнее заседать в ВР и "пилить бюджет", нежели возглавлять неуправляемую политсилу.