наверх
19.04.202420:04
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Запрет ТВ-рекламы лекарств: люди сохранят здоровье, каналы потеряют миллиарды

(обновлено: )76240
Комитет Верховной Рады по здравоохранению рекомендует запретить рекламу лекарств на телевидении. Хирург Виктор Сидоренко и продавец телерекламы Андрей Партыка прокомментировали возможный запрет на рекламу медикаментов.

Реклама лекарственных препаратов должна исчезнуть с телеэкранов. Так считают депутаты в Комитете Верховной Рады по здравоохранению. Причина вынесения рекомендации о запрете в том, что большинство граждан Украины не имеют медицинского образования и не знают, как влияют на здоровье различные препараты. При этом они смотрят рекламу лекарств и занимаются опасным самолечением.

Представители бизнеса уже подсчитали, что от запрета рекламы лекарственных средств в СМИ украинские радиокомпании потеряют 15% прибыли, а для телевидения убытки составят до 27%. Интересно, что на территории ЕС запрещена телевизионная реклама медикаментов и медицинской терапии, которые доступны только по рецепту врача.

Возможный запрет на показ рекламы медпрепаратов в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал хирург, кандидат медицинских наук Виктор Сидоренко.

Насколько целесообразно показывать рекламу лекарств на телевидении?

– К огромному сожалению, масс-медиа оказывают огромнейшее влияние на психику и психологию людей, на модель их поведения. Я думаю, что основной задачей СМИ как раз и является формирование общественной мысли и линии поведения. Реклама лекарств оказывает, на мой взгляд, только отрицательное воздействие. 

Если бы можно было лечиться по интернету, заочно, то не нужны ни госпитали, ни поликлиники, ни частные кабинеты врачей, где прием проводят специалисты, которые обеспечивают диагностику, назначают лечение, и самое главное – следят за процессом выздоровления, за эффективностью плана.

А витамины, например, тоже являются лекарственным средством?

– Да, но не стоит забывать, что кроме гиповитаминоза, то есть недостаточного количества витаминов в организме, существует в целом ряде случаев более опасное состояние гипервитаминоза, то есть избытка определенного витамина в организме.

Аспирин тоже стоит запретить рекламировать?

– Вы коснулись самой болевой точки хирургов не только Украины, а всего мира! Аспирин относится к той группе нестероидных противовоспалительных веществ, которые имеют гигантские побочные действия! 

Мы регулярно наблюдаем рекламу: боли в спине, периодические боли у женщин, боли в мышцах, боли в суставах – одна таблетка, все сразу пройдет. Да, боли действительно пройдут. Но может настать намного более опасное осложнение, которое может привести к летальному исходу.

Возможно, тогда стоит не запрещать рекламу лекарств по телевизору, а позволять покупать их только по рецепту?

– Это было бы очень хорошо. Однако возникают определенные сложности у людей с хроническими заболеваниями. Для того, чтобы получить очередной курс лечения, человек опять должен выстоять очередь к доктору, получить этот рецепт – и только тогда он может продолжать лечение. 

Кроме того, уже пробовали вводить в медицине подобную практику. С точки зрения обывателя это звучит таким образом: доктора придумали это специально, чтобы мы лишний раз пришли к ним на прием и заплатили деньги. В определенной мере они правы.

Почему тогда некоторым украинцам гораздо проще заниматься самолечением, чем идти к врачу и ждать его рекомендаций?

– Тут можно провести простую аналогию с коррупцией на дорогах в свое время, до введения новой полиции. Намного проще было рассчитаться на месте, заплатив даже ту же сумму, чем стоять очередь в сберкассе, потом идти в ГАИ, чтобы с вас сняли штраф. Быстро, дешево и сердито.

То есть теперь нужно набирать новых врачей?

– Нет, не нужно. У нас очереди к хорошим врачам всегда были, есть и будут, а к рецептурной системе уже давно пришел Запад – там по рецепту можно получить только те вещества, которые не должны или не могут нанести серьезного вреда человеку из-за побочных эффектов. 

Правда, пока у нас не будет страховой медицины, мы все равно не сможем перейти полностью на рецептурную выдачу лекарств.

Комитет Верховной Рады по здравоохранению рекомендовал парламенту поддержать в первом чтении законопроект о запрете рекламы лекарственных средств. Как к этому относятся представители бизнеса, в эфире радиостанции Голос Столицы пояснил директор StarLight Sales, крупнейший продавец телерекламы Андрей Партыка.

Надо ли запрещать рекламу лекарств в СМИ?

– Это абсолютно бессмысленная и неквалифицированная инициатива, которая делает Украину уникальной в этой глупости. Потому что в мире будет только одна страна, которая запретит рекламу фармацевтических препаратов. 

Страховая медицина – единственный выход, как можно снизить бессмысленное потребление. Так же, как при аварийных ситуациях страховщики ограничивают оплаты сервисам за неадекватные расходы на ремонт машины, они будут следить, чтобы не было неадекватных рецептов. 

А в ЕС считают, что право человека на самолечение является частью демократического устройства общества. Есть люди, которые не хотят никому говорить, чем они болеют, что с ними происходит, и они имеют право это скрывать даже от врача. 

Поэтому я однозначно против запрета, считаю, что таким образом развивать страну – это тупиковый путь.

Какой процент рекламы приходится на медицинские препараты?

– Реклама лекарств – это примерно 30% доходов телевидения. В других медиа немножко ниже процент, потому что Интернет ориентирован на молодежь, а та, к счастью, меньше болеет. 

Это очень большая цифра, которая может при запрете привести к коллапсу на медиарынке. По моим оценкам, обанкротится значительная часть медиа, будут уволены люди, телевидение станет скучнее, радио, возможно, переживет то же, что сейчас переживают музыкальные каналы: в эфире осталась в основном музыка, без авторских программ, без чего-то уникального. Поэтому я считаю, что этого делать нельзя. 

Это идея, которая вообще не вписывается в любые моральные или юридические принципы устройства стран всего мира. Это лоббистская инициатива отдельных производителей, которые считают, что снизится конкуренция и они смогут остаться на рынке. 

Очевидно, они себя не столь уверенно чувствуют. Теперь часть этих людей прошла во власть, и они занесли этот пункт в коалиционное соглашение. Они постоянно находят жертв, людей, которые никакого отношения не имеют ни к медицине, ни к рекламе, ни к медиа.

Вам известно, кто лоббирует такие процессы?

– Я не готов называть фамилии. Но это некоторые украинские производители фармацевтических препаратов, которые входят в БПП. Я думаю, что победит здравый смысл. Потому что страна, которая идет в направлении ЕС, не может делать уникальные запреты, которых нет в развитых государствах. 

Мне непонятно, как это вообще могло попасть в коалиционное соглашение. Как мне известно, ключевые силы того же БПП понимают цену вопроса – и (спикер ВР – Ред.) Гройсман, и президент, и я думаю, что это решение не будет принято.

Своим мнением о запрете рекламы лекарственных средств поделились и слушатели радиостанции Голос Столицы.

Виктор: В качестве народного депутата я был заместителем председателя комитета по здравоохранению в течение пяти лет. Это не секрет, что коррупционная составляющая в стоимости наших лекарств, которые продаются, по данным правоохранителей двух-трехлетней давности, составляла до 40%.

Стоимость рекламы, за которую платят фармкомпании, тоже по ценам двух-трехлетней давности, составляла полтора миллиарда. Как вы думаете, не включена ли в себестоимость цена рекламы? Однозначно да. 

Во-вторых, когда люди говорят о примерах Европы, то надо бы изучить вопрос, прежде чем давать оценки. Нигде в Европе серьезные, сильнодействующие препараты не рекламируются. От того же парацетамола, о котором говорили, с ног валится достаточно высокий процент граждан. Поэтому даже с парацетамолом шутить нельзя. 

А аморальная реклама "Мезима", которая помимо сомнительного качества препарата рекламирует еще и обжорство, у меня вызывает просто омерзение. 

К слову, в БПП действительно присутствует один из крупнейших владельцев фармацевтического рынка. Не секрет, что и помимо него есть очень мощное лобби. Но мы должны понимать, что обороты рынка более оцениваются в 30 миллиардов гривен минимум, и этот рынок от моральности в подавляющем большинстве случаев далек. Это достаточно жесткий и циничный бизнес.

Ранее эксперт Владислав Онищенко в эфире радиостанции Голос Столицы заявил, что под руководством Александра Квиташвили Минздрав только расширил свои полномочия, в то время как реформы лишь декларируются, а не осуществляются.

Президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк заявил, что в Минздраве не думают о людях, так как допускают дефицит вакцин повсеместно в Украине.

Самое читаемое
    Темы дня