наверх
16.07.201914:08
Курсы валют НБУ
  • USD25.74- 0.02
  • EUR29.01+ 0.02

Экс-глава МВД Захарченко: жить в Украине стало в десятки раз опаснее

Рост преступности в Украине (194)

(обновлено: )358690
О том, что происходит в органах внутренних дел Украины, каковы криминогенные итоги 2015 года, чего ожидать в 2016-ом году говорит бывший министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко.

Захар Виноградов, специально для РИА Новости Украина

Виталий Юрьевич! Начало года предполагает подведение итогов и прогнозы на новый период. Как, с точки зрения эксперта по безопасности и работе правоохранительных органов, вы оцениваете политическую ситуацию на Украине по результатам 2015 года?

— Главный вопрос минувшего  года – ситуация на Донбассе. В начале прошлого года "нормандская  четверка" — Россия, Украина, Германия  и Франция выработали Соглашения  – Минск-2, которые должны были  остановить гражданский конфликт на востоке Украины. И хотя военные действия продолжаются и по сей день, все-таки, начиная с 1 сентября 2015 года, прекращены масштабные боевые действия, в ходе которых происходила массовая гибель людей.

Это стало возможным именно благодаря Минским соглашениям и участию в их реализации всех четырех стран-участниц процесса мирного урегулирования. Более того, Минские соглашения создали ситуацию, которая позволяет переосмыслить и переформатировать внутренние отношения между Киевом и непризнанными республиками – ДНР и ЛНР. В принципе, с Соглашений началось строительство государственности на территории Донецкой и Луганской областей.

Мы можем констатировать, что выбранная украинскими политиками в 2015 году тактика подавления гражданского конфликта на востоке страны военным путем провалилась. Примером могут служить "Дебальцево", "Донецкий аэропорт" и другие военные поражения ВСУ. И теперь, а это тоже итоги года, очевидно, что силовое решение восточного вопроса невозможно. Надо договариваться.

Смотрите также: Протесты под Харьковом: из-за убийства девушки жгут дома полиции

Но это было бы возможно, если бы власти руководствовались здравым смыслом. Однако, руководство страны вынуждена руководствоваться другим принципом. К власти нынешняя команда пришла в результате государственного переворота, в ходе которого особую роль сыграли радикальные силы. И теперь власти вынуждены заигрывать перед радикалами, которых СМИ окрестили "активистами". А как раз эти радикальные силы и не дают Киеву, прежде всего администрации президента, возможности мирно урегулировать гражданский конфликт. Эти силы, по сути, выступают против Минских соглашений. И сейчас перед президентом и правительством стоит непростая задача – продолжая минский мирный процесс, выполнять Минские соглашения вопреки мнению и действиям радикалов.

Собственно, с этого и начинается 2016 год. Сможет ли Порошенко, вопреки радикальным настроениям в обществе, выполнить принятые им в Минске обязательства по мирному урегулированию, или нет? От решения этого вопроса очень многое зависит во внутренней и внешней политике страны в нынешнем, теперь уже 2016-ом году.

В то же время, должен проинформировать, — исходя из оперативной информации, поступающей с территорий входящих в зону конфликта, а также некоторых южных областей Украины, мы знаем о присоединении к отрядам украинских боевиков радикалов из турецкой группировки "Серые волки", батальона имени "Дж.Дудаева" и других лиц, участвовавших в боевых действиях на территории Сирии со стороны так называемой ИГИЛ, запрещенной в РФ. Поэтому можно констатировать дальнейшую радикализацию украинского общества. Исходя из этой информации, я бы не стал исключать возможность возобновления активной военной фазы и даже возможного расширения театра военных действий.

Вы говорите о радикалах. Но, насколько я понимаю, причина их влияния в обществе в том, что у них на руках за период с января-февраля 2014-го года скопилось много оружия. А наличие незарегистрированного оружия — это всегда показатель общего неблагоприятного криминогенного фона…

— Да, вы правы. Тенденции, которые мы изучаем, показывают, что криминогенная обстановка в Украине – катастрофическая. Именно так. Приведу цифры.

Смотрите также: Спецоперация по изъятию оружия в Мариуполе

В 2012-ом году, благодаря проведению системной оперативной и профилактической работы, направленной на изъятие и добровольную сдачу из незаконного оборота оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов, нам удалось сократить рост преступлений совершаемых с их применением. И как результат в том году не было совершено  ни одного преступления с применением взрывчатых веществ. Напомню, в 2012 году нам без единого чрезвычайного происшествия, на самом высоком уровне, с точки зрения охраны общественного порядка, удалось провести чемпионат Европы по футболу.

В 2013-ом, когда, собственно начался "Евромайдан", таких случаев было зафиксировано 290, в минувшем, 2015-ом году — 1990. То есть имеем по отношению к 2013-омцу году имеем рост в 7 раз.

Резко изменилась и картина в области самых тяжких преступлений – убийств. В 2012-ом преступлений с применением огнестрельного оружия (включая бытовые преступления) было зарегистрировано — 7, в 2013-ом- 320, в 2014-ом — 2220, а в 2015-ом  только за девять месяцев – 1603. То есть мы имеем рост в 20-30 раз. Я привожу официальную статистику.

Это говорит о том, что криминогенная ситуация на Украине, в части совершения тяжких и особо тяжких преступлений ухудшилась кардинально и имеет дальнейшую негативную тенденцию роста.

Поэтому среди граждан растёт чувство их незащищенности, стремление обезопасить себя и свою семью. Граждане считают, что государство не способно их защитить. И как следствие можно говорить о том, что число граждан незаконно владеющих оружием возросло на несколько порядков.

Точное количество незаконно находящегося в обороте оружия на Украине не поддается экспертной оценке. Добровольно сдано оружие не будет. И поэтому можно предположить, что нынешние власти вынуждены, будут пойти по пути принятия на законодательном уровне решения о легализации оружия, чтобы хоть как-то взять его под контроль.

Когда вы говорите о росте зафиксированных МВД преступлений, может быть, в этом проявляется хорошая работа правоохранителей, которые задерживают и фиксируют бОльшее количество преступлений?

— Я не случайно привел  вам и статистику по убийствам, число которых выросло в десятки  раз. Дело здесь не в фиксации  таких преступлений – они никогда  и нигде не скрываются. Дело  в том, что существует тенденция их роста за два года в 20-30 раз. Это – факт, который характеризует не работу правоохранителей, а общую атмосферу в обществе. Жизнь человека ценится очень низко, можно определенно сказать, что за период с событий Евромайдана человеческая жизнь обесценилась на Украине в десятки раз.

Что же касается деятельности правоохранительных органов, то мне она представляется явно недостаточной. Возьмем, к примеру, борьбу с коррупцией. Здесь наиболее ярко проявляется феномен "заказной деятельности", то есть, когда борьба с коррупцией ведется не планомерно, а избирательно, когда правоохранительные органы не с коррупцией борются, как таковой, а с отдельными представителями бизнес-кланов и преступных сообществ. То есть правоохранителей власть или отдельные представители власти используют для своих целей — межклановой борьбы.

Тут с вами трудно согласиться. Мы знаем, что на Украине происходят радикальные перемены в работе органов внутренних дел. Как вы, например, оцениваете реформу Министерства внутренних дел, которая прошла на Украине в 2015-ом году?

— Главная суть происходящего  – отделение политических функций от функций охраны общественного  порядка. Еще в 2007 году в кандидатской диссертации на тему "Организационно-правовые основы реформирования государственной службы в Украине" я писал довольно подробно об этом. Кстати, и до меня на эту тему высказывались многие ученые, эксперты, работающие в сфере государственного управления и административного права, на таких принципах работают соответствующие госслужбы многих стран. Сама же реформа МВД была начата, разработана и заложена еще при предыдущем правительстве Азарова.

Теперь о руководителях. Есть министр внутренних дел Украины Арсен Аваков и руководитель полиции Хатия Деканоидзе.

Аваков – человек несдержанный, сам допускающий нарушения закона, публично при этом утверждающий, что это – ерунда. Деканоидзе – молодая женщина, бывшая гражданка Грузии, о ее профессиональных и менеджерских способностях говорить пока преждевременно, реформа только начата. Но у меня и не только у меня возникает вопрос — почему для проведения столь масштабной реформы структур общественной безопасности страны не смогли найти на Украине профессионала из среды правоохранителей?

Что касается первых шагов полиции. Знаете, сменить форму на более красивую, поменять таблички – это еще не реформа. Зато известно, что с самого начала реформы из органов внутренних дел вычищают опытных профессиональных людей, которые имею знания и навыки работы в борьбе с криминалом. Убирают из органов их по политическим мотивам, то есть "люстрируют".

К примеру, рекомендовали назначить Василия Паскала заместителем начальника полиции Украины. В свое время Паскал возглавлял в Министерстве Департамент уголовного розыска. Это – опытный человек, специалист высокого класса. Но, что произошло? Радикалы устроили ему настоящую политическую и моральную травлю. И он был вынужден написать рапорт на увольнение. Его просто заклевали.

Насколько я помню, нынешние ветераны Майдана обвиняли его в том, что он занимался преследованием участников революционных событий…

— Во время Евромайдана  в лагере протестующих находились  разные люди, в том числе с  криминальным прошлым, входившие  в ОПГ (организованные преступные группировки – Ред.), те, которые участвовали в массовых беспорядках, совершали иные уголовные преступления. Например, представитель праворадикальной партии "Свобода" Карась вместе со своей группой боевиков, среди которых были бывшие сотрудники милиции, уволенные из ОВД по негативным мотивам, в том числе за совершенные преступления, "отлавливали" как им казалось подозрительных граждан. Незаконно задержанных, в том числе и милиционеров, одетых в "гражданку", а также служащих внутренних войск, патрульной службы, доставляли в Киевскую городскую администрацию, где у этой группировки была база и пыточные камеры. Незаконно задержанных сажали в подвал, там издевались над людьми, пытали их, ломали им пальцы, таким образом расправлялись со своими, как они считали — политическими противниками. Сами себя они называли "Гестапо Майдана".

Естественно, Паскал в то время, как представитель государственного органа охраны общественного порядка, не мог проходить мимо этих преступлений в силу своих функциональных обязанностей. Боролся с этими людьми, кого могли выявить — задерживал вместе со своими подчиненными сотрудниками уголовного розыска.

Но теперь тех, кто боролся с этими преступниками, "люстрируют", травят в прессе. И сегодня "активист" — Карась и ему подобные входят в так называемые "люстрационные комиссии" и принимают решения, работать ли милиционеру в полиции.

Что касается органов внутренних дел… Понимаете, чтобы вырастить опытного следователя или опера надо время – от 3-х до 5-ти лет, это уже после того, как он получит соответствующее высшее образование. И еще важно, чтобы у него были опытные наставники. Но и это еще не все. Опытный следователь, оперативник имеет свои каналы информации в преступной среде, без которых невозможно раскрытие преступлений, совершенных в условиях неочевидности. И, увольняя опытных оперов со службы, нужно понимать, что весь их (уволенных) негласный аппарат по сбору оперативной информации автоматически ликвидируется.

Граждане Украины, политические элиты должны понимать, что агентурная работа без доверия населения к власти и правоохранительной системе невозможна в принципе. А уровень доверия к этой власти сегодня на крайне низком уровне.

Так вот, уволить опытного опера по политическим мотивам в ходе реформы МВД можно быстро, а чтобы вырастить на его место замену понадобятся годы. А времени на это нет. Как мы уже говорили с вами сегодня, уровень преступности за два года после февраля 2014-го вырос в десятки раз. И я прогнозирую, в связи с теми тенденциями, которые наблюдаю в МВД, его дальнейший рост в 2016-ом году.

Реальный путь к осуществлению принципа перераспределения политической и административной деятельности, обычно связан с созданием ряда запретов для государственных служащих относительно их участия в политической деятельности. Например, в Соединенных Штатах в 1939 году был принят Закон "О политической деятельности", который ввел запрет для служащих участвовать в политических кампаниях. По его смыслу сотрудники не имеют права участвовать в деятельности политических партий, политических конференциях или совещаниях, сотрудничать с "политическими" периодическими изданиями, участвовать в организации и проведении демонстраций, быть кандидатами в выборные органы или выражать свое мнение в форме, которая может быть интерпретирована как активное участие в политической кампании.

Да это и в правилах, касающихся регулирования поведения государственных служащих в Великобритании и других европейских государств. Поэтому по принципам светочей демократии никакие "активисты Майдана" не должны попасть на государственную службу, тем более в правоохранительную систему, я уж не говорю о ранее судимых, психически не уравновешенных и прочих "активистах", поступивших в Нацгвардию, милицейские батальоны и т.д. и т.п. Отсюда, из-за нарушения этого принципа, и возникают такие ситуации, как 31 августа 2015-го года, когда сотрудник МВД кинул гранату в бойцов Нацгвардии.

Самое читаемое
    Темы дня