наверх
23.06.202118:06
Курсы валют НБУ
  • USD27.31+ 0.11
  • EUR32.47+ 0.18

Законопроекты Кабмина нарушают Конституцию и Европейскую хартию - эксперт

(обновлено: )51340
В парламенте зарегистрирован ряд правительственных законопроектов, которыми нивелируются все достижения в части бюджетной децентрализации, заявил заместитель и.о. директора Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.

В распоряжении журналистов оказались документы Минфина, касающиеся бюджета на следующий год. И они предполагают централизацию управления средствами регионов, управление субвенциями в "ручном режиме" и ограничение социальных выплат для отдельных категорий льготников. Это объясняется тем, что задуманная министерством трансформация единого налога, единого соцвзноса и налога на доходы физлиц напрямую влияет на доходы местных бюджетов.

Подробнее о новом подходе к распределению средств радиостанция Голос Столицы поговорила с заместителем исполняющего обязанности директора Ассоциации городов Украины Александром Слобожаном.

Исходя из проектов бюджета и Налогового кодекса на следующий год, на децентрализации можно ставить крест?

— Совершенно верно. В пятницу правительством в парламенте был зарегистрирован ряд законопроектов, которыми нивелируются все достижения в части бюджетной децентрализации. Во-первых, что касается ресурсных платежей по единому налогу, то в результате реформирования упрощенной системы почти 240 тысяч упрощенцев должны закрыться, потери местных бюджетов только базового уровня — поселков, городов — составят 1,2 миллиарда гривен. Во-вторых, государство перераспределяет единый налог, который на сегодня является местным, и направляет средства — это почти 3,5 миллиарда гривен — в госбюджет. То есть не меняет его статус, а просто забирает часть. Это прямое нарушение Европейской хартии и Конституции Украины. В-третьих, 30% этого единого налога, который будет собираться в селах, поселках, городах и объединенных территориальных общинах, будет направляться в областные бюджеты. То есть пропорция следующая: 45% будет оставаться у них, 30% будет идти в областные бюджеты, 25% будет идти в госбюджет. Что касается столицы, то у Киева вообще забирается 60% единого налога.

Читайте также: Два года налоговых каникул от Минфина: мифы и реальность

А что будет с субвенциями?

— По образовательной и медицинской субвенциям объем недофинансирования составляет почти 10 миллиардов гривен, то есть профильные министерства просто недофинансируют расходы на образование и медицину, чтобы сбалансировать бюджет. Надо добавить, что так называемые целевые расходы на гемодиализ, сахарный диабет и другие централизуются. Они вроде бы записываются в состав субвенций, но мы не увидели этих 3,8 миллиарда гривен в приложениях к госбюджету. Что касается образовательной и других субвенций, есть еще один момент. Ранее было предусмотрено, что органы местного самоуправления, проведя мероприятия по оптимизации, могли направлять сэкономленные средства по текущим расходам из этих субвенций на обновление материально-технической базы. Сейчас исключительное право распоряжаться этими средствами предоставляется Кабмину, и он своими собственными распоряжениями будет определять направления их использования. Например, предлагается направить их на школьные автобусы, хотя это были сугубо расходы госбюджета.

Как предложенные нововведения отразятся на льготниках?

— Вносятся изменения в ряд законодательных актов, где льготы просто переводятся на местные бюджеты без надлежащего финансирования. Например, отменяются субвенции на льготный проезд. При этом правительство несколько недель назад приняло изменения в некоторые постановления, которыми в четыре раза повысило тарифы на электроэнергию для органов местного самоуправления, в том числе для электротранспорта. Это будет касаться как трамваев, троллейбусов, метро, так и освещения населенных пунктов. То есть, не давая на это средств, требуют финансировать льготников и повышают тарифы. Предприятия будут вынуждены просто поднять стоимость проезда в транспорте, отключить части своих населенных пунктов от ночного освещения, потому что у них просто не будет на это средств.

Есть ли надежда, что могут пересмотреть эти позиции?

— Мы надеемся, что все же депутаты не поддержат изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы и в закон о госбюджете.

К слову, эксперт гражданской инициативы "Реанимационный пакет реформ" Владимир Дубровский заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что облагать налогом использование рабочей силы неправильно, поэтому политикам стоит задуматься над полной отменой ЕСВ.

Ранее председатель всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич заявлял, что ГФС — это "змеиное гнездо в нашей государственной машине".

Самое читаемое
    Темы дня