наверх
19.04.202408:31
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Налоговый кодекс. Принимая законы, депутаты их нарушают - Козак

Экономика кризисного времени: 2015-2016 (619)

(обновлено: )63661
Компромиссный вариант нового Налогового кодекса не предполагает существенного снижения налоговых ставок, заявил в эфире радиостанции Голос Столицы эксперт Тарас Козак. По его словам, принятие такой "реформы" окончательно подорвет доверие общества к правительству.

Президент Петр Порошенко внесет в Раду новый вариант Налогового кодекса в качестве внеочередного документа. Об этом заявил премьер Арсений Яценюк.

Ранее Министерство финансов презентовало основные пункты компромиссной налоговой реформы.

Ожидания от новой системы налогообложения в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал президент инвестиционной группы УНИВЕР Тарас Козак.

Новый проект налоговой реформы — на самом деле компромиссный, то есть найдено среднее арифметическое между проектом Минфина и парламента?

— Могу ответить как соавтор Налогового кодекса от Нины Южаниной — главы комитета ВР. Этот законопроект начал разрабатываться год назад группой общественных экспертов, которые были приглашены в комиссии, созданные на тот момент при Минфине и при Минэкономики. Мы предоставили свои предложения. Но потом все исчезло.

И прошлым летом Яценюк заявил, что сам знает, как осуществлять реформу. Наши предложения никоим образом не были учтены. Помните, что в декабре 2014 года был внесен один документ, проголосован другой, а опубликован третий. Поэтому в конце прошлого года бюджет был, фактически, сорван, но правительство добилось, чего хотело.

Вы видели текст компромиссного проекта реформы?

— Я его не видел и не знаю людей, которые видели. По телевизору говорили, что проект очень хороший. Компромисс предполагает согласие всех сторон, но нам, коллективу комитетского проекта, новый документ тоже не показали. Год заканчивается, Налоговый кодекс на следующий год должен быть принят до пятнадцатого июля текущего года. Но мы даже не видели текста.

Это крайне сложно для бизнеса, ведь с 1 января они должны работать уже по новым правилам. Нужно несколько месяцев, чтобы переписать какое-то ПО, настроить кассовые машины, и в течение нескольких дней это невозможно сделать. При этом абсолютно непонятно, каким будет этот "компромиссный вариант".

Насколько тогда законно принимать Налоговый кодекс вместе с бюджетом?

— В ВР очень интересное отношение к законности. Принимая законы, они законы нарушают. Надеяться на законность в государстве, где парламент сам плюет на закон, к сожалению, не приходится. Что предложил президент? Президент сказал, что ему очень нравится наш законопроект №3357, но этот законопроект он не может протолкнуть в МВФ. И это не удивительно, потому что МВФ контактирует с министром финансов, у которой есть свой законопроект, и она его лоббирует. Нам не удалось донести до МВФ, почему нам не нравится законопроект от Минфина.

В чем состоят наиболее спорные моменты между этими законопроектами?

— Идеей Минфина было "все по двадцать" — четыре ставки основных налогов. Это НДС, который занимает больше всего места в поступлениях, это квазиналог ЕСВ, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий. Объяснение было таким: ставки по 20% легко запомнить бухгалтерам. Это было немного странное объяснение, но кто-то даже в это поверил.

В этом компромиссном варианте, согласно концепции, предлагается два налога оставить по 20%, НДС и ЕСВ. При этом под давлением общественности предлагается оставить 7% НДС на медицину. Налог на прибыль с 2016 года остается на уровне 18%, как и есть сегодня, в 2017 году предполагается 17%. Такие же ставки предлагаются и по налогу на доходы физических лиц.

На сегодня эти ставки составляют 15% и 20% для разных групп. Минфин согласился единую ставку уменьшить до 18%, а в следующем году — до 17%. При этом почти ничего не меняется. Реформы нет. Нам обещают, что в следующем году что-то изменится, но в плане ставок облегчения для бизнеса не будет.

Единственное, существенно изменится ЕСВ, и об этом постоянно говорят представители Минфина. Но нужно помнить, что даже если не принимать ни одного закона, то с 1 января должен вступить в силу коэффициент 0,6 к текущей ставке, и ставка ЕСВ с Нового года будет составлять 20,5%. При этом ничего страшного не случится, если ми продолжим жить по ставкам, которые записаны в старом, действующем на сегодня Налоговом кодексе.

Но если мы примем законопроект от Минфина, в котором содержатся только косметические изменения, то это будет профанация реформы, как это было и в 2014 году. Существует недоверие людей к правительству, а доверие сложно получить. И такое сокрытие документов никоим образом не способствует повышению доверия к правительству. А потом правительство жалуется: нам общество не доверяет. А как можно доверять, если вы прячете важнейшие законопроекты?

Целый год чиновники утверждали, что выведут экономику из тени. Но по статистике 44% бизнеса работает в тени. Почему у нас такие плохие показатели?

— Цифра в 44% — это самый оптимистичный показатель. Есть цифра и в 70% тенизации экономики. Эмпирически мы понимаем, что 90% бизнеса пользуется конвертами. Больше всего налога на доходы физических лиц платят бюджетники.

Бизнес успешно уклоняется, потому что заплатить взятку гораздо выгоднее, чем платить высоченные налоги. Поэтому мы настаиваем на том, что снижение должно быть очень существенным. Почему у нас философская проблема между нашим законопроектом и версией Минфина? Почему МВФ поддерживает законопроект Минфина?

Если снизить налоги, то уменьшение поступлений в бюджет приведет к тому, что традиционно включат печатный станок. Это приведет к инфляции, к падению гривны, девальвации. Но у нас есть четкие расчеты: снизить налоги можно, также можно увеличить финансирование наименее защищенных слоев населения на 12-15%, как это и предусмотрено законом.

Что не удалось правительству за год?

— В этом году мы можем хорошо анализировать, потому что в конце прошлого года, когда утверждалось правительство Яценюка, было два основных документа. Это коалиционное соглашение и программа деятельности Кабмина на год. Яценюк и все министры фактически подписались под тем, что они обязуются сделать. И по многим пунктам стояли даты.

Сейчас же можно четко увидеть: какая доля обязательств была выполнена за год. Я помню историю, когда Яценюк серьезно не хотел включать коалиционное соглашение в программу деятельности правительства, и именно потому, что там стояли конкретные даты. По предварительным оценкам, 35-40% от запланированного не выполнено. При этом известно, как выполнено остальное. Если принят какой-то закон, то это не значит, что принят именно тот, какой нужно.

Просто принят закон с подобным названием. И это также не значит, что он начал действовать. Но основной показатель деятельности правительства — экономическое положение государства. К сожалению, цифры неутешительны. За год у нас падение ВВП на уровне 10-12%. Каждый украинец стал производить на 10-12% меньше. Конечно, часть проблемы — это война. Но даже если посмотреть на третий квартал 2015 года по отношению к третьему кварталу 2014 года, то падение составляет 7%.

К слову, эксперт гражданской инициативы "Реанимационный пакет реформ" Владимир Дубровский заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что облагать налогом использование рабочей силы неправильно, поэтому политикам стоит задуматься над полной отменой ЕСВ.

Ранее председатель всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич заявлял, что ГФС — это "змеиное гнездо в нашей государственной машине".

Самое читаемое
    Темы дня