Премьер Арсений Яценюк сообщил, что президент Петр Порошенко внесет в Раду компромиссный вариант Налогового кодекса в качестве внеочередного документа.
Ранее Министерство финансов презентовало основные пункты компромиссной налоговой реформы.
Ожидания от новой системы налогообложения и экономические итоги года в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал кандидат экономических наук, эксперт инициативы "Реанимационный пакет реформ" Илья Несходовский.
У Кабмина есть достижения в 2015 году в экономической сфере?
— К победам можно отнести ситуацию на банковском рынке. Курс доллара сперва существенно вырос, но с тех пор ситуация нормализовалась. Инфляция, которая была вызвана этим скачком, сейчас уже существенно уменьшается, и в последние месяцы мы наблюдаем дефляцию.
Также мы наблюдаем более-менее стабильный курс доллара. Украинцам нужно привыкать к тому, что фиксированного курса больше не будет. Незначительные колебания будут постоянно, что будет отражать состояние нашей экономики.
Существует такой момент, как девальвационная пружина: платежный баланс является существенно негативным и оценивается в десятки миллиардов долларов, но, в то же время, курс удерживается искусственно.
Курс — это соотношение, которое показывает, сколько мы продаем, и сколько покупаем. И если мы за границу продаем мало, а покупаем много, то у нас растет спрос на валюту, и, соответственно, растет курс. Это происходит почти во всех странах. А у нас курс достаточно длительное время держался искусственно, что и привело к накоплению негатива.
Также не следует забывать о том, что началась война, и это привело к активному выводу капиталов инвесторов из Украины.
А в чем главные неудачи правительства?
— Самым большим поражением правительства является состояние экономики. Падение экономики катастрофическое, сейчас оно составляет 14% ВВП. Падение реальных доходов населения — 25%, падение розничного товарооборота — 25%, падение внешней экономической деятельности — на треть. Показатели просто катастрофические. Ни одна страна мира так сильно не падала, как сейчас Украина.
Некоторые страны даже в состоянии войны не имели такого падения.
Чем это объяснить?
— Я считаю, что правительство не влияло на состояние экономики. Не осуществлялось никаких общеизвестных действий, необходимых для запуска экономики. Правительство больше занимался административными вопросами, например, запуском системы PROZORRO. Конечно, это плюс, но не является первоочередной задачей.
Также вопрос приватизации предприятий: это необходимо, но пока дело дальше разговоров не идет.
А можно ли сейчас продавать наши предприятия, учитывая их низкую рентабельность?
— Ничего страшного. Придут инвестиции. За рубежом предприятия продавались всего за один доллар, исключительно под инвестиционные обязательства. Инвестор должен был обеспечить определенную сумму инвестиций, должен был обеспечить рабочие места. Вопрос в том, насколько государство может эффективно контролировать инвестиционные обязательства.
Но то, что государственные предприятия могут когда-либо быть эффективными, — миф. Приходит новая власть, ставит своего владельца, своих посредников при закупке сырья. И я сильно сомневаюсь, что это можно изменить. Лучше такие предприятия реализовать, что обеспечит соответствующий доход и инвестиции. Но на данный момент это не было осуществлено.
Почему ставку сделали на административные реформы, а не на спасение экономики?
— Возможно, дело в закостенелости самой структуры, по факту, система управления осталась советской. В Минэкономики пришло много эффективных менеджеров, есть результаты, которыми они могут гордиться.
Но, например, возьмем сферу социальной защиты. Конечно, есть плюсы в плане отмены спецпенсий, не может пенсия одному человеку устанавливаться на уровне 1 тыс. гривен, а другому — в 30 тыс. гривен. Но на сегодняшний день очень много проблем накопилось, наша пенсионная система неэффективна.
Планируется ли пенсионная реформа?
— У РПР есть стратегия по поводу того, как должна развиваться пенсионная система. Государство должно обеспечить минимальный прожиточный минимум абсолютно всем. На сегодняшний день 80% пенсионеров получают меньше 1800 гривен, и это не на уровне прожиточного минимума.
Огромное поражение правительства, к слову, — заморозка прожиточного минимума. Это выполнение бюджета ценой того, что население стало самым бедным в Европе. Также вырос уровень теневой экономики. Тут, действительно, очень много провальных моментов, которые фактически являются результатом деятельности правительства.
Кто должен понести за это ответственность?
— Нельзя сохранить старую систему, но пытаться построить что-то новое. Это самая большая проблема, которая существует на сегодняшний день. Люстрация как механизм во многом была недостаточно результативна, часто увольняли не тех.
Я считаю, что очень важен закон о госслужбе, он способен изменить всю систему, например, чиновники будут отбираться на основе прозрачных конкурсов, изменится система оплаты. Но правительство долгое время блокировало принятие этого законопроекта, что тоже является огромным негативом.
Как бы вы оценили работу Министерства финансов?
— Если мы будем говорить в контексте реализации реструктуризации кредитов, то я считаю, что она была проведена на высоком уровне, это существенное уменьшение нагрузки на государственный бюджет.
Второй крупнейший момент — налоговая реформа. Но здесь — сплошной минус. Сейчас на повестке дня стоит компромиссный вариант реформы. Но именно отсутствие нормального предложения от Минфина привело к тому, что пришлось нарабатывать альтернативный законопроект.
Он не идеален, но все недочеты можно решить: например, взять за основу законопроект №3357, но изменить ставки, чтобы наполнить госбюджет в нужном объеме, и таким образом запустить экономику. В этом законопроекте много элементов, касающихся администрирования налогов, запуска электронного кабинета, преобразования ГФС в сервисную службу.
Обещают, что все это будет учтено в компромиссном варианте, но посмотрим.
Что, по-вашему, нужно делать для борьбы с коррупцией?
— Если в нашу систему придет новый, честный и профессиональный человек, то я не исключу, что через год он тоже станет коррупционером при установленном уровне зарплат и существующей системе принятия решений. Поэтому необходимо разрабатывать прозрачные механизмы контроля.
Эксперт гражданской инициативы "Реанимационный пакет реформ" Владимир Дубровский заявил в эфире радиостанции Голос Столицы, что облагать налогом использование рабочей силы неправильно, поэтому политикам стоит задуматься над полной отменой ЕСВ.
Читайте также: Убийство в рассрочку. Налоговая реформа задушит малый и средний бизнес
Ранее председатель всеукраинской общественной организации "Союз защиты предпринимательства" Сергей Доротич заявлял, что ГФС — это "змеиное гнездо в нашей государственной машине".