наверх
25.04.202409:53
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Эксперт: децентрализация оказалась какой-то недоделанной

90431
В ВР заявили, что процесс децентрализации власти оказался на грани провала. Эксперт Института политического образования Александр Солонтай в эфире радиостанции Голос Столицы сообщил, по какой причине территориальные общины не получили обещанных полномочий.

Новые объединенные территориальные общины оказались бессмысленными, так как их деятельность не закреплена на законодательном уровне. Об этом заявил внефракционный народный депутат Юрий Деревянко. По словам народного избранника, если проблему не решить, это может привести к провалу реформы по децентрализации.

Он отметил, что главная проблема заключается в том, что действующее законодательство предусматривает создание территориальных общин, но не регулирует их деятельность, поэтому у них нет полномочий по финансированию своих потребностей. В настоящее время в парламенте зарегистрировано 4 законопроекта, которые могут решить проблему децентрализации.

Будущее процесса децентрализации власти в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал эксперт Института политического образования Александр Солонтай.

Почему на должном уровне не могут начать работать территориальные общины?

– Процесс их создания уже начал завершаться в ряде регионов. Сразу начали возникать вопросы, связанные с тем, как теперь с быть землей, с архитектурой, ведь были земли между населенными пунктами, которые оказались теперь в подчинении объединенной общины. Вопросов возникает миллион, поэтому Деревянко частично прав: очень много моментов не урегулировано, но есть и положительные сдвиги. Понятие "объединенная община" появилось в Бюджетном кодексе еще до принятия соответствующего закона, авансом. И очень хорошо, что законодатели реагируют на те проблемы, те потребности, которые есть.

Если сейчас общины не имеют таких полномочий, то чем именно они занимаются?

– Каждая община объединилась вокруг бывшего городка или поселка. И все права, которые у них были раньше, остались, но теперь они получают новые бюджетные возможности. Хотя не стоит говорить о том, что они уже сегодня должны были получить какие-то дополнительные полномочия, ведь многие из них будут в доступе только с первого января по Бюджетному кодексу.

Зачем тогда было так спешить с воплощением идеи децентрализации, если не урегулировано очень много законодательных вопросов?

– Стоит сказать, что 99% всего, что нужно сделать в децентрализации, надо сделать без конституционной реформы. Ожидать, пока будут изменения в Конституцию, не делать на этом основании реформу децентрализации, означает не делать ее никогда. А во-вторых, есть проблема с тем, кто является реальными инициаторами децентрализации. Как правило, это органы самоуправления, люди, которые разбираются в этой реформе, даже более инициативные, чем правительство. И так и получается, что на правительство и ВР давят, они делают частично те законопроекты, то есть не власть, а общественность является их авторами. Выходит, что правительство не успевает за процессом децентрализации, за которую отвечает. Вот и вышла недоделанная реформа.

Ранее политолог Руслан Бортник заявил, что проект изменений в Конституцию является проектом централизации и феодализации.

В то же время экс-спикер Верховной Рады, эксперт по вопросам конституционной реформы Александр Мороз также считает, что проект изменений в основной закон предполагает не децентрализацию, а еще большее усиление центральной власти над регионами. По его словам, заявленная децентрализация в законопроекте является фикцией.

Самое читаемое
    Темы дня