наверх
25.04.202411:09
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Децентрализация в действии и в оценках эксперта

Второй тур выборов мэров: итоги (248)

(обновлено: )74401
На сегодня, в рамках проведения децентрализации власти, уже 800 сельских, поселковых и городских советов объединились в 159 общин, заявил эксперт по вопросам местного самоуправления Сергей Шаршов. Такой результат реформы можно считать прорывом.

Первый в Украине устав объединенной территориальной общины был зарегистрирован в Днепропетровской области. В планах – создание 89 объединенных общин на территории области. Согласно законодательству, они будут получать 60% налогов на доходы физических лиц и 5% акцизного сбора, которые сейчас перечисляются в районные, областной и государственный бюджеты.

Подробнее о старте процесса децентрализации власти радиостанция Голос Столицы поговорила с директором Департамента по вопросам местного самоуправления и территориальной организации власти Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Сергеем Шаршовым.

На какой стадии сегодня процесс внедрения децентрализации в Украине?

― Хотелось бы сказать, что децентрализация, это процесс передачи полномочий от органов государственной власти органам местного самоуправления, то есть передача полномочий на места. А сейчас у нас происходит реформа местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине. Соответствующий документ правительство уже приняло и утвердило ― это программа действий по проведению реформы местного самоуправления, это концепция реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине, и уже есть определенные результаты по ее реализации.

То есть разработали определенный план действий?

― Концепция предусматривает поэтапную реформу, и есть принятый план мероприятий по ее реализации. Мы не можем осуществить все другие отраслевые реформы, например, реформу здравоохранения, без проведения реформы территориальной организации власти и местного самоуправления. А чтобы провести полноценную и полномасштабную реформу организации власти в Украине, мы должны внести изменения в Конституцию. Если говорить подробнее, то есть четыре вещи, которые требуют изменений в Конституцию. Первое ― мы должны передать основное количество функций и полномочий органам местного самоуправления, то есть на места. Второе ― мы должны создать исполнительные органы при районных и областных советах, чего у нас сейчас нет, это не заложено в Конституции. Третье ― мы все-таки должны реорганизовать местные государственные организации в органы префектурных типа. И четвертое ― у нас есть проблема в административно-территориальном устройстве. В основном законе заложено, что административно-территориальными единицами является село, поселок, город. Но не каждое село, не каждый поселок является административно-территориальной единицей. У нас 47% административно-территориальных единиц ― это сельские советы в населенных пунктах, где проживает менее 1000 жителей. А есть и такие, где численность жителей меньше ста. Кому мы можем передавать эти функции и полномочия, если там проживает 98 человек? А мы там должны создать полноценные органы управления, которые будут оказывать те или иные услуги. Кроме того, в эти услуги должен быть заложен соответствующий финансовый ресурс.

В процессе децентрализации будут проводиться добровольные объединения общин, но не все потянут свои собственные бюджеты. Каким образом можно применять принцип добровольности объединения общин, и при этом сделать так, чтобы эти объединения были эффективными?

― Перед тем, как принят был закон о добровольных объединениях территориальных общин, были внесены соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Украины. Предполагается, что на другой уровень полномочий и функций переходят только те общины, которые образованы в соответствии с законом о добровольном объединении. Вместе с тем, после принятия закона о добровольном объединении, Кабмином была утверждена методика формирования дееспособных территориальных общин. Она состоит из графической части, то есть карты, и паспорта, в котором заложены все финансовые показатели, прописана вся инфраструктура т.д. То есть, если территориальная община объединилась в рамках перспективного плана, то она имеет все основания для того, чтобы быть в состоянии выполнять необходимые функции.

Допустим, в объединение подпадает какой-то населенный пункт, который находится рядом с другим населенным пунктом, и в перспективном плане просчитано, что вместе они бы составили дееспособную общину. Но одна из общин говорит: нет, мы хотим не с ними объединяться, а с другими нашими соседями. Предусмотрен ли механизм урегулирования таких конфликтов?

― Мы не можем заставить объединяться, если та или иная община выступает против этого. Хочу сказать, что на сегодня процесс добровольного объединения уже состоялся. По сути, 800 сельских, поселковых, городских советов объединились в 159 объединенных дееспособных общин. Если анализировать процессы, которые происходили в Европе, например, в Латвии, то у нас за очень короткий срок был сделан большой прорыв. Европа такого еще не видела, за три месяца удалось скооперироваться и объединиться 159 общинам. Более того, в объединении участвовали около 6300 административно-территориальных единиц.

То есть можно констатировать, что процесс идет гладко?

― Я хочу сказать о результатах. На сегодня у нас облсоветами и Кабмином утверждены 22 перспективных плана, к сожалению, в Закарпатской и Тернопольской областях этого еще не сделано, по разным причинам. Выборы только что состоялись, сейчас только идет процесс проведения сессий этих новосозданных объединенных общин и процесс регистрации новосозданных органов местного самоуправления. Конечно, есть определенные проблемы, потому что это в Украине происходит впервые. Но, так или иначе, эти проблемы решаются.

Наблюдается некоторое сопротивление этой реформе? Например, закроют детский сад, и люди уже будут недовольны…

― Конечно, есть сопротивление. Но те органы власти, которые выберут люди, должны на свое усмотрение принимать решение, сделать ли, например, из трех школ одну гимназию, где преподавать историю будет не учитель математики, а нормальный преподаватель. То есть сами депутаты местных советов должны принимать решения относительно оптимизации и эффективного использования местных средств на инфраструктуру. Кроме того, большинство услуг граждане сельских территорий получали в районном центре. А сейчас предлагается провести разукрупнение района. Например, район делится на три общины, где есть три точки экономического роста, и в этих точках формируется полный перечень услуг, предоставляемых гражданам.

Кто будет финансировать на местах ремонт дорог, транспорт, содержание парковых зон? Хватит ли на все это средств в местном бюджете общины? И что делать, если не будет хватать?

― В прошлом году были внесены изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, что увеличило ресурс органам местного самоуправления почти на 40%. У меня есть "малая родина" в Полтавской области, и хочу сказать, что у нас впервые за 25 лет в некоторых местах сельской территории укладывался асфальт.

Это до выборов или после?

― Это было как раз перед выборами, но ресурс, так или иначе, нашелся. Он точно не из собственных средств кандидатов или сельского головы. Но не все имеют одинаковый ресурс. Например, безумный ресурс получили территории, где есть заправочные станции. Есть даже сельские, поселковые советы, которые имеют половину бюджета района. Собственно, благоустройство территорий, о чем был вопрос, это полномочия органов местного самоуправления. Но, к сожалению, они не имеют на это ресурса. Надеемся, что когда у этих объединенных общин появится дополнительно 60% налога на доходы физических лиц, то эта проблема будет постепенно решаться. Кроме того, изменениями в законодательстве предусматривается поддержка таких объединенных общин, в частности, через Государственный фонд регионального развития. Также предусматривается создание отдельного фонда в государственном бюджете на эти объединенные общины, это примерно 1,4 млрд. грн.

То есть гипотетически какие-то дополнительные деньги можно будет найти. А кто будет их распределять? Многие эксперты считают, что на местах могут появиться "князьки", которые будут управлять финансовыми потоками и решать вопросы благоустройства. Видите ли вы такие риски?

― Во всех программных документах четко прописано, что процесс децентрализации не базируется на принципе субсидиарности. То есть все полномочия, ресурсы должны максимально спускаться к потребителю, к гражданам, и таких "князьков" не будет. Хочу заверить, что реформа предусматривает наделение полномочиями именно общин, а не регионов, как нас убеждали.

Ранее политолог Руслан Бортник заявил, что проект изменений в Конституцию является проектом централизации и феодализации.

В то же время экс-спикер Верховной Рады, эксперт по вопросам конституционной реформы Александр Мороз также считает, что проект изменений в Основной закон предполагает не децентрализацию, а еще большее усиление центральной власти над регионами. По его словам, заявленная децентрализация в законопроекте является фикцией.

Самое читаемое
    Темы дня