С 25 октября авиационное сообщение между Украиной и Россией официально прекращено. У обеих стран был месяц для подготовки к вступлению в силу взаимных авиасанкций. Кабмин официально заявил о прекращении полетов еще 25 сентября. За это время сервисы онлайн-продажи билетов зафиксировали рост по направлениям "Москва-Киев" и "Москва-Одесса" на 11% и 4% соответственно.
В то же время Украина оставила возможность для российских авиакомпаний совершать перелеты через территорию страны транзитом по пяти направлениям.
Читайте также: Украина и Россия приостановили авиасообщение
О последствиях авиасанкций для пассажиров в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
Украина оставила возможность для российских авиакомпаний совершать перелеты транзитом через территорию страны. Это облегчит жизнь пассажирам?
— Это если и облегчает жизнь пассажирам, то, в первую очередь, российским, поскольку в данном случае речь идет о пассажирах, которые летят из российских аэропортов в аэропорты третьих стран, не Украины. И для них это означает экономию денег и средств. Что касается Украины, то "Украэрорух" получит какую-то часть доходов от обслуживания российских рейсов. Если смотреть на количество рейсов, которые обслуживает "Украэрорух", то российские клиенты для них являются одними из ключевых.Как украинским авиапассажирам можно добраться до Москвы?
— Только через аэропорты других стран, через аэропорты Польши, Белоруссии Прибалтики. Это, как правило, добавляет около часа лету, а если смотреть на стоимость билета, то она поднимется на 15-20%. Раньше стоимость прямого перелета из Киева в Москву составляла около 4 тысяч в оба конца, то теперь, если лететь, например, через Минск, цена возрастет до 5-6 тысяч.
Часть пассажиров перейдет на железную дорогу. "Укрзализныця" справится?
— Для железной дороги это хорошая возможность, соответственно, "Укрзализныця" может оперативно отреагировать на ситуацию и выставить дополнительное количество вагонов, возможно, вагонов повышенного комфорта, учитывая, что пересядут в первую очередь обеспеченные пассажиры. Я думаю, никаких проблем не будет, если не наступит дальнейшего витка этой транспортной войны между Украиной и Россией. Раньше обсуждалась возможность запрета и железнодорожного сообщения.
Насколько велики убытки для украинских перевозчиков?
— Они очень значительны. МАУ неоднократно заявляли о том, то речь идет о десятках миллионов гривен убытков. И российское направление было одним из ключевых для украинских компаний.При каких обстоятельствах возможна отмена авиасанкций?
— В данном случае дело в большой политике, во взаимоотношениях между Украиной и Россией. Если будет нормализация ситуации на Донбассе, будет движение навстречу выполнения минских договоренностей, а не эскалации, то рано ли поздно может возникнуть вопрос об ослаблении этих запретов.
Ранее в эфире радиостанции Голос Столицы аналитик издания "Транспортный бизнес" Вячеслав Коновалов заявил, что в Госавиаслужбе прижилась когорта чиновников, которые считают, что все правила "написаны кровью", и любую бумажку выдают после "тщательного согласования".
"В Госавиаслужбе окопалась целая когорта чиновников, которые, прикрываясь волшебной мантрой, что все правила в авиации написаны кровью, любой документ, любое разрешение выдают после, так сказать, тщательного анализа",- сказал эксперт.
Ранее Вячеслав Коновалов заявил, что действия руководства Госавиаслужбы привели к тому, что в Украине нет конкуренции на рынке авиаперевозок, поэтому и был уволен глава службы Денис Антонюк.