Рост ВВП на 2%, инфляция – 12%, и в два раза больше денег на субсидии. Такие показатели внесены кабинетом министров в проект государственного бюджета на 2016 год, который, впрочем, после регистрации в Верховной Раде сразу был отозван на доработку.
В проекте также говорится о том, что будут увеличены субвенции некоторым регионам Украины на образование и медицину, а вот соцстандарты собираются повысить только в декабре следующего года.
Подробнее о предложенном проекте бюджета на 2016 год радиостанция Голос Столицы поговорила с председателем Комитета экономистов Украины Андреем Новаком.
Что вы можете сказать об этом проекте бюджета на 2016 год?
– Я бы советовал Кабинету министров отозвать и те цифры, которые они сейчас проанонсировали, потому что пока эти макропоказатели выглядят как фантазия.
Откуда возьмутся 2% роста ВВП, если сейчас мы имеем ВВП минус 15%, в промышленности вообще минус 20% и в строительстве минус 27%. Каким образом из таких огромных минусов мы выйдем сразу на плюсы, трудно спрогнозировать.
Тем более, что оснований для роста правительство не заложило и в текущем году. Чтобы ждать роста в 2016 году, надо закладывать его в 2015 году. А пока правительство закладывает увеличение налоговой нагрузки и незначительное увеличение социальных платежей, которое оно делает только за счет инфляционного эффекта.
То есть внутренний рынок не будет развиваться, внутреннее потребление не будет расти, а откуда тогда будет расти вся экономика, трудно себе представить.
Этот проект написан на нынешней налоговой базе, но ее собираются менять. То есть и бюджет будут пересматривать, основываясь именно на новой налоговой системе…
– Для этого существует логика в любом процессе, в том числе в экономическом. Сначала надо предложить измененную налоговую систему, бюджетную систему, а потом на ее основе подавать этот проект бюджета. Если будут менять налоговую базу, то бюджетный процесс надо начинать заново и заново проводить все расчеты. Я не понимаю, где здесь логика обычного экономического процесса.
Эксперты говорят, что 36% доходов местных бюджетов будут непосредственно доходами регионов, а остальные – это государственный бюджет. Почему только 36%, если нам уже очень долго рассказывают о децентрализации?
– Надо увидеть уже полноценный проект бюджета, потому что пока это только общие цифры и проценты. В частности, сейчас нам активно рассказывают, что доходы местных бюджетов выросли примерно на 35%, но на 35% выросли не только доходы местных бюджетов, а и центрального.
Почему выросли эти доходы? Только через инфляционный эффект. Автоматически растут доходы в бюджеты всех уровней – и центрального, и местных. Если инфляция более 40%, а доходы выросли только на 33-35%, то это означает, что правительство не собирает в полном объеме даже инфляционный эффект. Тогда это не децентрализация.
Реальная децентрализация – это когда налоги остаются по месту нахождения налогоплательщика. А у нас почти все налоги напрямую идут в центральный бюджет. Вот такой у нас бюджетный процесс.
Но ведь именно этот процесс должен быть разрушен путем децентрализации…
– Должен быть. Но для этого надо увидеть в полном объеме закон о государственном бюджете на 2016 год. И когда мы увидим, какие налоги остаются в местных бюджетах, а какие идут в центральный, то будет видно, проведена ли реальная децентрализация.
Ранее в Минфине сообщили, что в государственный бюджет Украины на 2016 год заложен рост ВВП на 2 процента.
Читайте также: Охрименко: правительство снова "рисует" бюджет страны под МВФ
Проект государственного бюджета на 2016 год будет подлежать дальнейшей доработке. В связи с этим Кабинет министров отозвал проект бюджета на 2016 год из Верховной Рады.