наверх
25.04.202413:51
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Суслов: в Кабмине пытаются продать будущие доходы Украины на 25 лет вперед

Списание госдолга Украины кредиторами (399)

(обновлено: )998120
Премьер-министр Яценюк и министр финансов Яресько ввели украинское общество в заблуждение – Верховная Рада должна назначить независимую экспертизу договоренностей Минфина о реструктуризации части госдолга, считает экс-министр экономики Виктор Суслов.

Наталья Печорина, РИА Новости Украина

После громогласных заявлений премьера Арсения Яценюка о списании кредиторами 20% государственного долга, на сайте Министерства финансов Украины появилось сообщение "Ключевые факты по соглашению со Специальным комитетом кредиторов". В нем договоренности уже не выглядят победой Украины над кредиторами, скорее, наоборот — финансовой капитуляцией.

Оказалось, что никакого списания части долга ждать не приходится. Будет удлинение срока выплат, повышение процентной ставки доходности бумаг, и даже — выплата части ВВП, если он покажет рост больше трех процентов в год.

Эти выплаты Украины — в качестве компенсации за несвоевременные расчеты по обязательствам — могут растянуться на двадцать лет.

В интервью РИА Новости Украина экс-министр экономики Украины, экономист Виктор Суслов проанализировал основные позиции соглашения с комитетом кредиторов.

Виктор Иванович, какие обязательства взяла на себя Украина по соглашению с кредиторами?

— Главный вывод, исходя из приведенного текста официального заявления Минфина Украины, — реальное соглашение с кредиторами юридически еще не достигнуто. Говоря мягко, министр финансов и премьер-министр ввели в заблуждение украинское общество.

Согласно разъяснению Минфина, только с 15 сентября 2015 года, как ожидается, состоится голосование держателей облигаций о согласии или не согласии с условиями реструктуризации украинского внешнего долга.

Я надеюсь, что эти условия, по крайней мере, предварительно согласованы с комитетом кредиторов Украины. Совершенно некорректно по отношению к кредиторам было заявлять, что соглашение с ними уже состоялось.

Еще факт: в соответствии с приведенным документом, только 27 августа министр финансов Украины Наталия Яресько должна была получить от Кабмина полномочия на подписание этого соглашения. Следовательно, по состоянию на эту дату ничего не могло быть подписано, а премьер-министр к этой дате уже успел публично "отменить" даже угрозу дефолта.

Далее, только 1 сентября правительство, как предполагается, подаст соответствующий проект закона в Верховную Раду, он должен еще быть рассмотрен, принят и затем вступить в действие.

Поэтому идет речь о только о подготовке к голосованию кредиторов по предложенному проекту соглашения и, если оно будет успешным, о возможном подписании соглашения с кредиторами.

А будет ли успешным, на ваш взгляд, голосование кредиторов и каковы шансы на подписание соглашения?

— А вот тут есть сомнения. В документе Минфина Украины, во-первых, есть оговорка: "Это соглашение достигнуто со Специальным комитетом кредиторов, который представляет интересы держателей приблизительно половины украинского суверенного долга".

Представление интересов приблизительно половины держателей долга, скорее всего, означает, что их меньше, чем половина, а с большинством держателей долга договоренностей нет. Это ставит под большое сомнение успех всего мероприятия.

Во-вторых, решение комитета кредиторов не являются абсолютно обязательными для держателей облигаций, поэтому, после принятия Украиной закона, начнется индивидуальная работа с кредиторами. Это не значит также, что все держатели облигаций, которые вошли в комитет кредиторов, тоже проголосуют "за".

Все это свидетельствует, что возможно, соглашение сорвется, и все выступления премьера и министра финансов Украины были не больше, чем пиар-акция в русле прежних мероприятий по давлению на кредиторов.

Кроме юридических аспектов будущего соглашения, есть и чисто экономические. Как их можно оценить?

Очень спорна выгодность условий, на которых Украина реструктуризирует часть госдолга. Если правительство претендовало на 40% списания долга, то нельзя назвать большим успехом возможное достижение половинного результата — 20% списания.

Но главное, что вызывает большие сомнения, — это выпуск так называемых VRI-облигаций (инструмент возобновления стоимости), которые должны компенсировать кредиторам их потери от частичного списания долга Украине в случае роста экономики от 3% ВВП и выше.

Украина по непонятным и не объясненным правительством причинам согласилась платить кредиторам на протяжении 20 лет, начиная с 2021 года, по сути, налог на экономический рост страны, по ставке 15% с каждого процента роста валового продукта от 3% годовых до 4% годовых и по ставке целых 40% за каждый процент роста валового продукта свыше 4% годовых.

При этом, ограничения на величину платежа ограничены 1% валового продукта только для 2021-2025 годов. На оставшиеся 15 лет они ничем не ограничиваются.

В итоге, если экономика Украины в ближайшие годы выйдет из кризиса и вступит в период стабильного роста, мы выплатим по VRI-облигациям кредиторам суммы, которые будут многократно больше, вероятно даже, что в 10 и более раз больше, чем списанные кредиторами 3,6 млрд долларов.

Конечно, это абсолютно скандальная ситуация, даже для такого мирового лидера коррупции, каким является Украина.

Словом, правительство, точнее, отдельные его члены, безусловно, преследуя свои личные интересы, пытаются продать будущие доходы Украины на 25 лет вперед.

Так что же делать?

— Пока соглашение с кредиторами не подписано, еще ничего не потеряно. Верховная Рада Украины в порядке выполнения своих контрольных функций обязана создать Временную следственную комиссию, назначить независимую экспертизу этого проекта в учреждениях АН Украины, привлечь независимых экспертов, в том числе и иностранных. И только тогда принять решение.

А так называемый "российский займ"? Минфин Украины включил эти облигации в общие условия соглашения?

— Здесь совершенно неясная ситуация. Облигации Украины на 3 млрд долларов, которые купила Россия в декабре 2013 года, не названы в перечне ценных бумаг, подлежащих реструктуризации.

Возможно, что эти бумаги включены в общий раздел "государственные еврооблигации", а может быть и нет. Народные депутаты Украины просто обязаны потребовать от Минфина детализацию в документах с названиями выпусков, указанием дат эмиссии облигаций и сумм.

Иначе тот, кто получит право на трактовку, что включено, что — нет, сможет неплохо заработать.

Но ясно, что с Россией договоренности о реструктуризации государственных облигаций Украины и списании долгов не будет. Об этом неоднократно официально заявляло российское руководство. Из этого и надо исходить.

Самое читаемое
    Темы дня