наверх
19.04.202420:33
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Начнется приватизация, и страну наводнят инвесторы-стервятники - Богданова

(обновлено: )74830
Бизнесмены прилагают максимум усилий, чтобы убедить Минфин и ГФС снизить уровень налоговой нагрузки. Эксперты уверены, что чрезмерные налоги и приватизация гособъектов приводят к тому, что страну покидают свои бизнесмены, а их место занимают инвесторы-стервятники.

Общественные организации намерены добиваться рассмотрения своего варианта налоговой реформы на Национальном совете реформ. Среди основных требований к документу — снижение нагрузки на фонд оплаты труда, упрощение администрирования НДС, развитие системы электронных услуг и создание так называемых электронных кабинетов с одновременным сокращением числа сотрудников налогового аппарата.

Напомним, пару дней назад Министерство финансов представило проект налоговой реформы, который разрабатывался несколько месяцев. В проект вошло снижение ставок нескольких налогов в рамках налоговой реформы. Также предлагают определить нулевую ставку налога на доходы физических лиц на весь размер минимальной зарплаты с 1 января следующего года.

Подробнее о налоговой реформе в эфире радиостанции Голос Столицы рассказала глава наблюдательного совета Палаты налоговых консультантов Ольга Богданова.

На каком этапе находится реформа налоговой системы?

— Минфин в силу своих функциональных обязанностей должен наполнять бюджет, поэтому концепция налоговой реформы базируется на нахождении компенсаторов. То есть Минфин не делает ставку на детенизацию. Например, если мы говорим про снижение ЕСВ, то будет определенный недобор в бюджет, поэтому должен быть компенсатор, например, в виде отмены сельскохозяйственной льготы. Или в виде ставок повышения по акцизам. При этом бизнес же ждет либерализации. Бизнес хочет развития предпринимательства и экономики — и за счет снижения ставок, и за счет уменьшения администрирования, а самое главное — за счет уменьшения налогового давления. А сейчас происходит очень сильный налоговый прессинг. Мы уже имеем очень негативные последствия и от НДС-счетов, и от системы депонирования, что повлияло на решения иностранных инвесторов – оставаться в Украине или нет. Бизнес мигрирует из Украины в другие страны.

Украинские бизнесмены уезжают из страны?

— Да, однозначно. Лидер — Польша, потому что мы рядом, потому что мы ментально достаточно похожи между собой. Много компаний переезжают на территорию этой страны.

Остаются ли в стране иностранные инвесторы?

— Мне кажется, сейчас время инвестора-стервятника. То есть это не тот бизнес, который приходит поднимать производство, это инвестор, который приходит в момент полного банкротства страны и за бесценок все скупает. Вы знаете, что сейчас у нас начинается процесс приватизации государственных объектов. Я не говорю, что это плохо, это нужно сделать, потому что до тех пор, пока государство будет присутствовать в тех или иных объектах, данный процесс будет означать тотальное воровство со стороны чиновников. Поэтому приватизация должна проходить, но то, что сейчас происходит, это полный крах.

Какие еще проблемы существуют в экономике?

— Малый и средний бизнес уничтожен системой НДС-счетов и депонирования. Кроме того, что введены такие механизмы, которые вроде бы как предполагали борьбу с налоговыми ямами, нет общего понимания процессов, которые эти механизмы запустят в экономике. Вот налоговые ямы мы победим – я не сомневаюсь – через два года ДФС может радоваться, вопрос только в том, сколько плательщиков останется от этой системы. Люди с экономическим образованием не поддерживают систему депонирования, уже доходит до какой-то катастрофы непонимания всех процессов. Минэкономики дали очень негативное заключение на профильный комитет ВР относительно введения НДС-счетов с депонированием. То есть объяснили общее влияние на экономику страны. Но, к сожалению, это все оказалось неважно. Важно победить налоговые ямы — и все.

Разве налоговая реформа не призвана исправить эту ситуацию?

— Все последние действия говорят о том, что ничего не поменялось ни в ГФС, ни в Минэкономики, ни в судебной системе. Мало того, ситуация НДС-счетами и депонированием просто достигла апогея. Подчеркну еще раз – все экономисты выступают за отмену этой системы. Кроме того, мы наблюдаем, что со стороны ДФС идет тотальное игнорирование норм законодательства. Представьте, что у вас есть обязательства по НДС, кредит, разницу вы должны уплатить в бюджет, но у вас может быть входящее сальдо. В процессе этого у вас возникла переплата. Теперь, если у вас возникает обязательство, вы можете не платить, уменьшится ваша переплата. Так вот, эти переплаты, эти отрицательные значения, которые по закону должны были затянуть в систему до 31 июля, они фактически затянули не всем компаниям. И вчера на форум я принесла обращения по девяти достаточно крупным компаниям, у которых общая сумма этих значений, которые им не затянули – больше 74 миллионов. Это только по девяти компаниям, вы представляете себе масштабы бедствия в размерах страны?

Какую налоговую реформу хочет бизнес?

— В каждом семейном бюджете мы тратим столько, сколько можем заработать. А у государства такого подхода нет – у нас нет ограничений на расходы, поэтому в основу нашей концепции было заложено одним из первых заданий закрепление на конституционном уровне, что уровень перераспределения через публичные финансы не должен превышать 35% ВВП. То есть установить некое ограничение в расходной части. До тех пор, пока этого не произойдет, у нас не будет нормальной либеральной налоговой реформы. И второй момент – мы за полную отмену каких-то установленных лимитов по сбору налогов или по сбору штрафных санкций. Дальше мы хотели бы развивать электронный кабинет. Эта идея была заложена еще в ГФС при Александре Клименко, предполагала определенные электронные сервисы. Их работа должна быть в режиме онлайн, поэтому электронный кабинет должен содержать оповещения – каждый бизнес для себя получает уведомление, что где-то в цепочке появилась какая-то недобропорядочная кампания.

Юрий Луценко заявил, что после реформы планируется оставить четыре налога со ставкой 12%. Насколько это реально?

— Рациональное зерно в этих высказываниях есть, но этого, к сожалению, не будет. Будет сильный недобор в бюджете. Это нам надо или поубивать всех наших пенсионеров, или не знаю, что с ними сделать, ведь их сегодня у нас треть страны. Кроме того, в соответствии с директивами ЕС, минимальная ставка должна быть 15%, а мы взяли на себя обязательства имплементировать законодательство в этой части в Украине.

Напомним, в середине июля Верховная Рада приняла Закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о совершенствовании администрирования налога на добавленную стоимость". Решение поддержали 233 депутата. Из закона исключены все нормы, которые касались отмены специального режима налогообложения НДС сельхозпредприятий. Данным законом внесены изменения в Налоговый кодекс и другие законодательные акты Украины с целью усовершенствования функционирования системы электронного администрирования для эффективного ее внедрения на постоянной основе с 1 июля 2015 года.

Самое читаемое
    Темы дня