наверх
03.04.202021:32
Курсы валют НБУ
  • USD27.60- 0.16
  • EUR30.08- 0.24

Ермолаев: на местных выборах нас ожидают "полноконтактные" бои кандидатов

Местные выборы 2015 (295)

(обновлено: )100910
На первое место в предвыборной кампании в местные советы выйдет прямое общение кандидатов с избирателями, а компроматные войны наверняка уйдут в прошлое, считает политолог Андрей Ермолаев.

Беседовала Анна Лаба, РИА Новости Украина

В Украине вступил в силу закон о местных выборах, определяющий правила проведения выборов в местные органы самоуправления, которые пройдут в стране 25 октября. 

На выборах будет "протестирована" новая избирательная система, которая ранее в Украине не применялась. Если во время выборов мэра ни один кандидат не набирает 50% + 1 – будет проводиться второй тур. 

По данным администрации президента Украины, 220-тысячный депутатский корпус сократится минимум на 30%. Областные, городские и районные советы будут избираться по пропорциональной системе с так называемыми открытыми списками, а выборы депутатов сельских и поселковых советов – по мажоритарной системе относительного большинства. 

В выборах не смогут принять участие блоки политических партий, проходной барьер для партий повышается с 3% до 5%. 

Избирательная кампания стартует уже 5 сентября.

О новом в политических технологиях, которые будут применяться на предстоящих местных выборах, РИА Новости Украина рассказал директор института стратегических исследований "Новая Украина" Андрей Ермолаев.

Есть ли основания ожидать, что на выборах в местные советы, которые будут проходить по новым правилам, будут также использоваться новые предвыборные технологии?

– Одной из основных и самых ярких технологий, как показали выборы в Чернигове в Верховную Раду, станет технология конфликта. 

Если раньше партии и кандидаты в депутаты чаще пользовались пропагандистским инструментом, компроматными войнами, то теперь на первое место вышел "фул-контакт" – демонстрация мускулов, создание конфликтных ситуаций с непосредственным участием кандидатов.

Насколько ожесточенной будет борьба на этих выборах?

– Нужно учитывать, что новый закон о выборах создает очень узкий коридор возможностей для участников. Прежде всего, речь идет о выборах в областные, городские и районные советы, где будет работать модель открытых списков с привязкой кандидатов к округам. 

Очевидно, что далеко не все зарегистрированные партии смогут нормально организовать и провести работу. Грубо говоря, этот закон выгоден только крупным политическим силам, которые преимущественно представлены в парламенте. 

Это, конечно, ставит в очень сложное положение местных политиков, многие из которых или вообще не имеют партийной принадлежности, либо участвуют в партиях местных и маловлиятельных и им придется определяться. 

По сути, новый закон загоняет местный бизнес и местную элиту, которая намерена участвовать в выборах, в очень узкий коридор выбора между уже сложившимися влиятельными политическими силами.

А каков кадровый резерв влиятельных политических сил на местах?

– Все политические силы, представленные в парламенте, переживают сейчас одну и ту же болезнь – дефицит кадров. У них сильные активы представлены в Раде, на уровне партийных офисов, но  крайне слабы активы в регионах. 

А это значит, что сейчас начнется конкуренция за привлечение тех общественных деятелей, политиков, которые могли бы принести голоса. Эта конкуренция уже развернулась – людей привлекают, сулят разные возможности.

К чему это может привести?

– Прежде всего, к партиизации региональной власти. Я не исключаю, что в целом ряде регионов областные советы превратятся в своеобразные маленькие парламенты, такие же шумные и конфликтные, как сама наша Рада. 

Но, учитывая, что сейчас огромное внимание в регионах уделяется выборам в советы базового уровня – сельские, городские, я не исключаю в будущем иного типа конфликтов между депутатским корпусом, представляющим громады, и политизированными областными советами, где будут господствовать несколько партий победителей.

Предвыборная кампания еще не стартовала, а мы уже наблюдаем на улицах городов билборды с новыми лицами и названиями новых партий. Насколько подобная "предварительная подготовка" поможет кандидатам одержать победу на предстоящих выборах? 

– За последние полтора года политическая карта Украины очень сильно изменилась. Большинство политических сил, которые пришли  в парламент – новоделы, многие из них были созданы в угоду конъюнктуре, и, по большому счету, назвать почти всех участников парламента полноценными политическими партиями еще нельзя. 

Некоторые силы развиваются как партии, но это очень молодые структуры, не отстроенные идеологически. Поэтому они чаще всего используют не идеологические позиции,  а слоганы – приемы нейролингвистического программирования, приемы политического маркетинга. 

И такая технология принесет успех?

– Нужно учитывать, что у людей сейчас крайне осторожное отношение к политическим партиям – чересполосица их окончательно запутала. 

Кроме того, многие политические деятели, особенно пришедшие в таких партиях как "Самопомич","Радикальная партия" мало известны в стране – не достаточно времени прошло, чтобы эти люди завоевали политический авторитет. 

Мало мелькать на телеэкранах, нужно своим делом, поступком, политической программой завоевать доверие.  

Стоит ли, как вы считаете, представителям новых партий вкладываться в наружную рекламу и появление на телеэкранах?

– Сейчас ощущается огромный дефицит общения людей с партиями. Билборды и ролики и раньше плохо работали, а сейчас на первое место выйдет общение кандидатов с избирателями, особенно учитывая, что и сам закон ставит  кандидата перед необходимостью бороться за каждый голос в своем избирательном округе.  

На мой взгляд, сколько бы сейчас денег не тратилось на билборды для раскрутки новых лиц, очень мало времени, чтобы это сработало, поскольку на этих выборах будет ключевым прямое общение кандидатов со своими избирателями, причем от уровня громады до регионального совета. 

Специфика местных выборов такова, что люди выбирают не партии, а местную власть, которая должна заботиться об их повседневных проблемах. 

Это коммунальное хозяйство, местное образование, местные социальные гарантии, экология. И если кандидаты бросятся в драку с политическими слоганами и месседжами – они проиграют. Они должны учитывать, что люди выбирают местную власть, а не геополитику или какие-то партийные шаблоны.

Самое читаемое
    Темы дня