наверх
20.04.202411:27
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Сергей Арбузов: Важно освободить экономику от политических обязательств

Украина - шаг до дефолта (629)

(обновлено: )77781
Бывший и.о. премьера Украины Сергей Арбузов уверен, что экономику страны можно вывести из краха, а финансовую систему спасти от дефолта, если восстановить и применить те структурные реформы, которые были разработаны прошлым правительством Украины.

Беседовал Захар Виноградов, РИА Новости Украина

По мнению, бывшего и.о. премьер-министра Украины Сергея Арбузова экономика Украины стала заложницей политики. 

Сергей Геннадиевич, вероятно, вы заметили, что в последние недели западные политики стали менять свое отношение и даже риторику в отношении Украины. Так канцлер Германии Ангела Меркель настойчиво рекомендовала президенту Украины Петру Порошенко выполнять Минские соглашения, госсекретарь США Керри, а так же Виктория Нуланд требуют от Украины скорейшего выполнения политической части соглашений. Как вы считаете, с чем связаны перемены в отношении Украины со стороны ведущих западных политиков?

— На мой взгляд, наступил неизбежный момент в переоценке ситуации в Украине со стороны западных политиков. Прошло больше года с государственного переворота и год с момента избрания президента, то есть появление в стране легитимного главы государства. С самого начала, еще с Майдана, звучали голоса "революционеров", обещавших стране реформы. Страна и мир ждали борьбы с коррупцией, реальной люстрации, реформ в экономике, тем более новая команда все это красиво обещала. Однако, год прошел и ничего не сделано, нет даже внятного плана реформ… Более того, нет и внятной внутренней политики, в парламенте явный раскол между главными партиями – президентским "Блоком Петра Порошенко" и премьерским "Народным фронтом". Ну, а то, что правительство страны получило право моратория на выплату внешних долгов, показывает, что в Украине наступил дефолт, о котором я много раз говорил, но это и реальный провал экономической команды власти.  От Украины в большой мировой политике стали уставать, наступило разочарование – и у США, и у ЕС. Это – одна причина. Есть и другая – помимо Украины в мире есть страны, в которых интерес политиков Запада более мотивирован – Иран, Ирак, Сирия. Собственно – ситуация с Украиной и отношения с этим ближневосточными странами и могли стать предметом договоренностей, обмена политического протекционизма. Я думаю, это мы и наблюдаем сегодня.

Читайте также: Блинов: сейчас стабильность гривны зависит от реструктуризации и АТО

В чем конкретно, как вы считаете, проявилось вот это изменение в отношении Украины?

- В финансах. Смотрите, сегодня, возвращаясь к вопросу о моратории на выплату внешних долгов, Украина сильно рассчитывала, что США помогут ей в работе с кредиторами. Однако США не будут помогать, это очевидно. МВФ, на который так рассчитывает Украина, — очень крупный финансовый фонд, за которым стоят Ротшильды. На такие финансовые институты давить невозможно. А Украина давит, пытаясь выговорить себе особые условия. Но их никто не даст. Одно из требований МВФ для получения очередного транша – реструктуризация долгов. И власти Украины громко заявляют, что этот пункт обязательств они выполнили. Но на самом деле вместо реструктуризации долгов объявили о моратории на их выплату, предоставив правительству самому решать, кому и когда выплачивать долги, а кому вообще ждать неизвестно сколько… Приняв такое решение, фактически Украина не свои обязательства выполнила перед МВФ, а объявила о своем дефолте. При такой ситуации никто кредитов Украине выдавать не будет. На самом деле это, наверное, глупейшее решение, которое только можно было придумать. Оно было продиктовано, скорее всего, желанием премьер-министра Арсения Яценюка перевести ответственность с себя за неверную экономическую политику на остальные ветви власти: он взял себе в подельники парламент, принявший этот закон, и президента, который, скорее всего этот закон подпишет.

Некоторые эксперты полагают, что этот закон был специально принят, чтобы не отдавать долги России…

- Я так не считаю. На самом деле, ничего не мешало правительству внести, а парламенту принять закон непосредственно под российский кредит – о том, что, например, выплаты по нему откладываются на неопределенный срок. Но сделано было другое – предоставление права Кабмину переносить сроки выплат по всем (любым) кредитам, ранее выданным. Следовательно, власти Украины просто не могут вообще платить по долгам, кому бы то ни было.

Но почему так получилось?

- Беда вся в том, что экономисты, финансисты, которыми должны быть члены правительства Украины, на самом деле никакие не экономисты, не финансисты, а политики, которые обслуживают данную политическую систему. И действуют не как специалисты в области экономики и финансов, а как политики. Они пользуются политическими методами и лозунгами. А если изначально вместо реальной работы делать красивые популистские заявления, это, конечно, на первом этапе пройдет, люди услышат… Но рано или поздно наступит момент, когда период всеобщего доверия к власти закончится. И это уже произошло. Наступает отрезвление, пока в основном в мировых финансовых и экономических институтах.

Читайте также: Год Порошенко. Андрей Золотарев: Сейчас Украина — беднейшая страна Европы

Власть еще пытается, используя старые методы, объяснить проблемы в экономике плохой работой предшественников. Например, ранее, то есть предыдущим правительством взятыми кредитами. Но это абсолютная чушь. Во-первых, Украина всегда жила в кредит — у Украины не было профицитного бюджета, всегда он был дефицитный. Но раньше мы платили по долгам, вовремя возвращали кредиты и проценты по ним. А сейчас платить нечем, потому что поступлений в бюджет нет. На обвинения Яценюка в части того, что это прошлое правительство брало кредиты и неправильно их расходовало, я хочу задать вопрос: а зачем он убил трансфертное ценообразование? Зачем он убил земельную реформу? Зачем он поотменял кучу работающих программ, которые приносили доходы? Этот список неприятных вопросов в адрес Яценюка можно продолжить.

А действительно, зачем?

- Потому что в каждом конкретном случае при отмене тех или иных программ это делалось под давлением определенных групп, которые лоббировали свои интересы – отмена тех или иных новаций прошлого правительства предполагала обеспечение интересов тех, кому это было выгодно, но не было выгодно стране. Таким образом, нынешнее украинское правительство действует в интересах определенных бизнес-групп, а не в интересах государства. В результате бюджет перестал наполняться. И при этом с учетом девальвации гривны получилось, что доходов в гривневой массе не прибавилось. Это значит, что количество плательщиков налогов уменьшилось. Вот и все. Это хорошо видно на состоянии внутреннего валового продукта, да он увеличился за счет девальвации гривны, но в абсолютных цифрах уменьшился – в прошлом году на 6,7 процента, в нынешнем по самым пессимистическим прогнозам уменьшится на 10 процентов, в лучшем случае на 7,4 процента. То есть в стране стали меньше производить продукции. Это – регресс.

И что, выхода нет? Стагнация промышленности, экономический крах, дефолт – они неизбежны?

- Нет, не неизбежны. Нужна просто другая команда, другое правительство, которое будет ориентироваться не на политические лозунги, а на конкретную экономику. Я считаю, что страна на сегодняшний день способна обойтись без политических кредитов, будь это восток, или будь это запад, я уверен, что Украина может предложить экономические решения и финансовые продукты, которые позволят выйти стране из дефолта и восстановить экономику. Кстати, программа прошлого правительства, в котором я работал, может быть востребована и сегодня и позволит выйти из экономического краха. Мы можем получить необходимые для погашения кредитов средства без обязательств приватизировать какие-то госпредприятия, которые сегодня выставляет МВФ, без обязательств проведения земельной реформы по упрощенной схеме. На самом деле все это можно сделать цивилизованно, правильно, так, как это делали в свое время многие западные страны, которые переходили от развивающейся экономики к развитой.

Читайте также: Бюджет-2016: фантазии Яценюка и Яресько для удовлетворения запросов МВФ

Например, если бы я сегодня вернулся в Украину и мне дали возможность там работать, прежде всего, я восстановил бы доверие вкладчиков к банковской системе. На самом деле программы, по которым можно привлечь деньги в экономику Украины со стороны вкладчиков, есть. Они работающие, они приняты. Их просто не понимают, потому что нынешние руководители страны их не создавали, а потому и не популяризируют. Речь идет о государственном заимствовании средств у населения, нужно создать (а вернее восстановить) финансовые инструменты, которые бы защищали население от неразумных решений Нацбанка, от неразумных решений Минфина, от превратностей валютного рынка. Таким образом, я думаю, можно было бы в экономику или напрямую в бюджет привлечь порядка 300 миллиардов гривен. При этом для этого не нужно было производить структурные изменения, которые требует провести МВФ и которые ухудшают социальную обстановку в стране. Эти средства могли бы оживить в свою очередь малый и средний бизнес. Это накормило бы и людей, которые сегодня потеряли возможность зарабатывать, потому что в Украине сейчас бизнес не работает. А все это в то же время дало бы возможность в целом улучшить экономическую ситуацию в Украине.

Второе, что бы я сделал — я бы изменил методику расчета золотовалютных резервов. Это дало бы возможность сейчас увеличить в разы резервы страны, что, соответственно, увеличило бы рейтинг привлекательности Украины в мире и тогда для государственного сектора, для частного бизнеса и деньги тоже можно было бы привлекать без всякой помощи, будь то со стороны США или, например, России.

Следующий шаг, который необходим — возродить земельную реформу. Земельная реформа позволила бы нам, и на это есть соответствующие расчеты, привлечь в страну не менее 50 миллиардов долларов.

И при этом руководство страны могло не брать на себя политических обязательств, это – чистая экономика. А политические обязательства всегда предполагают некую ущербность экономики в сторону политики. Я мог бы назвать еще несколько программ, которые можно было бы внедрить в стране, чтобы выйти из финансового дефолта и расправить крылья экономике.

Почему же вы не приняли и не провели эти реформы в свое время?

— Ответ очевиден – он и простой, и сложный одновременно. Простой потому, что мы разрабатывали эти программы, начали внедрять эти идеи и произошел госпереворот. Мы как раз и стояли на пороге реформирования. Но госпереворот их "отменил".  А сложный потому, что кто-то очень не хотел этих реформ. И этот кто-то победил реформаторов.

Читайте также: Юрий Кармазин: Порошенко, Яценюк и Гройсман — политические коррупционеры

Скажите, почему разработанные вашим правительством программы экономических преобразований не приняты нынешним правительством?

— Они не могут признать эти программы заслуживающими внимания, потому что тогда придется сделать следующий шаг и признать, что наша команда работала эффективно и подготовила структурные реформы. Кроме того, признав наши программы, придется на следующем шагу признать, что преследование со стороны нынешней власти руководителей министерств и ведомств предыдущей команды – политический фарс.

В связи с этим, как вы в целом оцениваете внутриполитическую ситуацию в стране?

— Как очень плохую, фактически, ведущую к разрыву политического поля. Если говорить об отношениях премьера и президента в условиях практически равных полномочий, конфликт между ними неизбежен. Тем более, что оба высших чиновника страны борются за максимальное влияние на Европу и на США. Поэтому это две причины, которые никогда не позволят этим двум политикам жить мирно.

Читайте также: Бондаренко: желающие войны – избиратели Яценюка и Авакова

Если посмотреть на то, как представлены в парламенте, в правительстве основные политические силы страны, то становится очевидным, что в Верховной Раде представлены далеко не все. Восточная часть Украины, например, вообще не представлена ни в парламенте, ни во власти. Политический спектр страны так же далеко неполно представлен в ВР.


Самое читаемое
    Темы дня