Украинцам хотят разрешить самостоятельно принимать решение, кого из власть имущих следует уволить: о подобной инициативе рассказал депутат Днепропетровского горсовета Сергей Жуков.
По его словам, любой человек, который заметил в деятельности чиновника или местного депутата предпосылки для коррупционной деятельности, может инициировать его увольнение, сообщив об этом в Национальное агентство по противодействию коррупции.
При этом, политик уточнил, что соответствующий закон уже вступил в силу.
Подробнее об этом инициативе радиостанция Голос Столицы поговорила с экспертом по конституционному праву Александром Москалюком.
Как вы считаете, эта инициатива имеет какие-то шансы на жизнь с юридической точки зрения?
– В соответствии с новым законом о предотвращении коррупции, такой механизм, в принципе, существует.
Предусмотрено, что граждане, общественные объединения могут сообщать о выявленных фактах коррупционных правонарушений, либо о реальном или потенциальном конфликте интересов.
Но проблема в том, что не сказано, в какой форме может осуществляться это сообщение. Или анонимно, или путем, например, телефонного звонка… То есть имеется определенный пробел. Правильнее было бы, если граждане или общественные объединения подавали бы иск в суд о том, чтобы уволить чиновника в связи с фактом коррупционных правонарушений или потенциального конфликта интересов.
Так же это работает, например, в Соединенных Штатах Америки. Потому что ситуация, когда чиновник может быть уволен на основании телефонного звонка, тем более анонимного, это абсолютная дикость и нецивилизованность.
В принципе, сама идея при правильной реализации может иметь место, и она действительно является правильной. Но если это будет происходить в том русле, как заявляет депутат Днепропетровского совета, то это ненормальная ситуация.
Готовы ли сегодня украинцы, которые не интересуются политикой, выявлять коррупционную составляющую и конфликт интересов у чиновников?
– Для этого существуют общественные объединения. Люди могут объединяться, обращаться в суд, и в этом отношении не будет никаких проблем.
Если говорить о мировой практике, то именно так это работает в США.
То есть все-таки общественные объединения должны этим заниматься и инициировать подобные вещи?
– Если смотреть с точки зрения мировой практики, это более правильный вариант. Потому что в таком случае граждане не смогут злоупотреблять своим правом, будет уже такой определенный фильтр.
И фильтры все равно надо создавать, это абсолютно нормальная ситуация.
Здесь надо искать какую-то более оптимальную модель, чтобы такие проблемы решались цивилизованным способом.