наверх
16.04.202412:37
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Проведение аудита "Нафтогаза" - кому от этого легче?

300
Совет Нацбанка предложил правительству провести аудит "Нафтогаза" с привлечением международных аудиторов. Конечной целью является определение путей оптимизации финансовой деятельности компании и сокращения его дефицита.

Совет НБУ предлагает правительству провести всеобъемлющий аудит "Нафтогаза". Причем, с привлечением международных аудиторов. Конечная цель – определить пути оптимизации финансовой деятельности НАКа и сократить его дефицит.

Подробнее об этом в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал профессор кафедры финансов Национального Университета "Киево-Могилянская Академия" Александр Мертенс.

Почему именно НБУ предлагает провести аудит? Это стандартная практика или какое-то исключение?

– Прежде всего, совет НБУ продемонстрировал свое незнание в ситуации с аудитом "Нафтогаза", потому что аудит "Нафтогаза", в принципе, проводится. Еще в начале сентября прошлого года правление НАК утвердило аудиторов, которые входят в четверку крупнейших: это компания Deloitte и ООО "Эрнст энд Янг". Deloitte подтвердит отчетность "Нафтогаза", а "Эрнст энд Янг" подтвердит оценку его активов.

Во-вторых, дело в том, что до сих пор результаты работы аудиторов не были опубликованы. Мало того, что они не опубликованы за 2014 год – отчетность, что пока еще естественно, потому что еще март, можно еще подождать. Но отчетность аудирования "Нафтогаза" не опубликована ни за 2012 год, ни за 2013 год. Последняя отчетность, которую видела общественность и внешние эксперты, была представлена в 2011 году.

Третий пункт очень важный. Дело в том, что Рада НБУ права: вопрос не в самом аудите, а в том, кто заказывает этот аудит и кто задает вопросы аудиторам. Если этот аудит заказывает менеджмент НАК, то здесь содержится явный конфликт интересов, потому что проверять нужно именно менеджмент НАК. Заказчиком аудита должен выступать наблюдательный совет НАКа, который должен иметь какие-то полномочия, которых он сегодня не имеет – его роль чисто номинальная.

Четвертый пункт касается связи между НБУ и НАКом – тут тоже клубок проблем. Во-первых, сама по себе Рада НБУ не имеет практически никаких полномочий, кроме утверждения основных направлений денежно-кредитной политики. Не имеет влияния и не имеет никакой ответственности. Она может высказывать только какие-то пожелания.

А кто тогда должен инициировать и поднимать этот вопрос?

– Если говорить глобально-стратегически, то проблема в том, как управляются и госучреждения, и госкомпании. Какова роль наблюдательных советов, какова ответственность наблюдательного совета. Это глобальные вопросы, которые у нас не решены или решены крайне неэффективно. Нет правильного распределения ответственности. Если говорить по сегодняшней ситуации конкретно, то, конечно, общественность хочет увидеть четкие, конкретные ответы на вопросы: отчетность НАК "Нафтогаз", куда уходят деньги, откуда приходят, сколько, на что, и все – подтвержденное независимым аудитором, которому можно доверять. В этом НБУ прав, более того – было бы правильно, если бы представитель НБУ, допустим, входил в наблюдательный совет "Нафтогаза", и чтобы этот наблюдательный совет имел какие-то полномочия для влияния на менеджмент. Это было бы правильно и эффективно.

Смотрите также: Инфографика. Тарифы на газ повысились на 285%

Напомним, ранее НАК "Нафтогаз Украины" сообщала, что международная компания Deloitte стала победителем открытого тендера и проведет аудит финансовой отчетности компании и ее филиалов. Стоимость услуг компании Deloitte – 2 миллиона 280 тысяч гривен. Срок действия договора – до 1 июля 2016 года.

Самое читаемое
    Темы дня