наверх
17.04.202401:28
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

От роста курса доллара скоро исчезнет бензин и другие товары

Ситуация в экономике Украины (368)

(обновлено: )1644
Если НБУ позволяет себе за один день опустить курс национальной валюты, то всем участникам рынка, которые зависят от закупки товаров за рубежом, остается реагировать повышением цен.

Вслед за долларом дорожает и бензин. В большинстве сетей АЗС цены на топливо резко выросли − от 80 копеек до гривны. Большинство крупных региональных операторов тоже подняли цены.

Бензин А-92 прибавил в цене 64 копейки. Дизель достиг отметки в 17 гривен 55 копеек. Этот вид топлива подорожал на 66 копеек. Премиальные марки "девяносто пятого" подорожали на 69 копеек − до 18 гривен 62 копеек за литр. 

Как будет развиваться ситуация на рынке нефтепродуктов Украины, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал заместитель директора Научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев.

Получается, что топливо будет дорожать вместе с долларом?

− Да, к сожалению, сейчас выхода у участников рынка нет, поскольку порядка 80-85% топлива завозится в страну, а закупается исключительно за доллары или евро.

Если НБУ позволяет себе за один день опустить курс национальной валюты, то всем участникам рынка, которые зависят от закупки товаров и услуг за рубежом, ничего не остается, как реагировать на эти действия. 

НБУ пытается, таким образом, как-то утихомирить, обуздать черный рынок…

− Очень интересно он намеревался обуздать черный рынок. Поскольку принятие условий игры черного рынка − это не борьба с черным рынком. Если бы были достигнуты какие-то соглашения о взаимном движении к какому-то равновесному курсу доллара, например, на уровне 20 гривен, то это одно дело.

А тут движение пошло в одну сторону, причем в сторону, которая не устраивает никого, кроме валютных спекулянтов.

А кого сейчас устраивает ситуация с подорожанием топлива? Участники рынка не боятся, что люди просто пересядут на метро?

− Топливо – это инфраструктурный товар, и вина в этом не участников рынка, которые сейчас имеют практически нулевую розничную наценку. Сейчас большинство компаний работают себе в убыток, потому что никто такого не ожидал.

И если посмотреть на структуру розничной цены, то сейчас государство забирает себе чуть ли не половину от всей цены бензина, которая сейчас установлена.

Причем поскольку акциз взымается в евро, то доходы государства никак не зависят от того, насколько девальвировала национальная единица. Что касается трейдеров, максимум, что они могли себе позволить − это 10% на все свои затраты. В том числе и на розничную наценку, которая шла им в карман.

Сейчас же розничная наценка равна нулю, и в дальнейшем вполне возможно, что топлива вообще будет не хватать, поскольку чтобы купить что-то, нужно что-то продать. А цена уже близка к тому уровню, за которым пойдет резкое сокращение спроса. 

Есть данные о сокращении потребления топлива в Украине?

− Да, безусловно. В прошлом году потребление сократилось по меньшей мере на четверть.

Но здесь же не только сокращение потребления в связи с подорожанием бензина, происходит также сокращение в связи с военными событиями в Донецкой и Луганской областях и сокращение тех данных, которые собирает Госстат, потому что часть рынка уходит в тень, и эти объемы торговли не попадают в данные официальной статистики. 

Самое читаемое
    Темы дня