наверх
25.04.202409:48
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Коалиция будет, но она просуществует недолго − Литвин

Коалиция и новый Кабмин (304)

304652
В новом составе Верховной Рады всего лишь пятая часть депутатов – люди старше 50 лет. Также установлен рекорд по количеству женщин в парламенте – их 48.

В первые десятки списков различных партий на внеочередных парламентских выборах попали руководители батальонов, которые воевали в зоне АТО. На выборы в Верховную Раду в составе "Народного фронта" Арсения Яценюка выдвигался комбат "Миротворца" Андрей Тетерук и комбат "Днепра-1" Юрий Береза. С "Радикальной партией" Ляшко шел командир батальона "Айдар" Сергей Мельничук, со "Свободой" − командир взвода 22-го мотопехотного батальона Алексей Миргородский. А вот Юлия Тимошенко уступила свое первое место в избирательном списке "Батькивщины" наводчице Надежде Савченко, которая сейчас находится в российском СИЗО.

Смогут ли что-то изменить в стране те из них, кого выбрал народ, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал экс-спикер Верховной Рады Украины Владимир Литвин.

Как вы считаете, насколько удалось обновить состав на этот раз?

− Он обновлен больше, чем на 50%. Я должен вам сказать, что люди после 50 лет составляют менее 20% состава. То есть произошло не только обновление парламента, но и произошло обновление по возрастному критерию.

То есть он стал младше?

− Да.

И это впервые в Украине?

− Да. И еще один приятный показатель − это рекорд по количеству женщин в парламенте, их 48, а в соответствии с международными рекомендациями должно быть не менее 15%. В европейских странах это около 20 и более процентов.

Но 48 − это где-то 11%?

− Меньше 12%.

На днях пять политических партий подписали меморандум по поводу коалиции. Будут ли конфликты между этими политическими партиями?

− Насколько мне известно, они не подписали, а парафировали. Это такая особенность, которая говорит о том, что осталось много невыясненных вопросов, причем принципиального характера. Я бы не абсолютизировал этот документ, поскольку я читал предпоследнюю версию, которая насчитывала 66 страниц, и там есть несколько хороших моментов. Вместе с тем этот документ эклектичный, он написан в духе, как сказал один зарубежный аналитик, брежневских времен. Очевидно, писали его разные люди, и писали то, что они хотели вложить в этот документ. Вместе с тем, я бы не абсолютизировал его, поскольку все едины в том, что страну надо вытаскивать из пропасти, сохранить целостность страны, создать условия для мирного существования Украины. Я думаю, что камень преткновения будет заключаться в распределении квот.

То есть будет квотный принцип?

− Конечно, квотный принцип будет. И тот выстрел на опережение, который сделал премьер-министр Украины Арсений Яценюк в плане своего видения Кабмина, показал, что там есть квотный принцип. Хотя собственно само его выступление, которое было неожиданным для партнеров, задекларировало, что Яценюк будет ведущим игроком в плане сотрудничества с Верховной Радой Украины. И что он будет определять подходы к сотрудничеству с фракциями для того, чтобы найти необходимые 226 голосов для создания правительства, а в первую очередь, для избрания его премьер-министром Украины.

То есть вопрос премьерства Арсения Яценюка решен уже давно?

− Несомненно. Иначе никак не сложится коалиция. Хотя сейчас даже прорабатываются варианты в разных командах, чтобы основой коалиции была одна из мощных политических сил. Я думаю, на данном этапе это нельзя будет сделать. Широкая коалиция будет, однако она просуществует недолго. А потом будет процесс переформатирования коалиции в начале или середине следующего года, когда конфликт достигнет критической отметки. И тогда будет попытка на базе одной из крупных политических сил сформировать коалицию.

А какой конфликт может произойти?

− Конфликт личностей. Тот конфликт, который был в «оранжевой» команде в 2005 году, будет выглядеть как цветочки, а ягодки мы еще получим. Хотя я очень хотел бы, чтобы политики верхнего эшелона умерили свои амбиции и подумали о стране. Я думаю, что испытанием для страны, не только для коалиции, будет принятие государственного бюджета на 2015 год. Он будет чрезвычайно сложным, поскольку происходит тотальное обнищание украинского общества. Если, скажем, председатель Верховной Рады и премьер-министр будут из одной команды и будут согласованно работать на свою политическую перспективу, то президенту будет крайне сложно проводить свою политику в условиях парламентско-президентской республики. Эта сложность будет усиливаться тем, что общество не очень интересует, что сегодня президент ограничен в своих полномочиях по действующей Конституции, но вместе с тем вина за все проблемы, которые имеют место в стране, будет возлагаться на президента Украины.

Президент Украины будет каким-то образом пытаться расширять эти полномочия?

− Я думаю, этот вопрос надо ставить президенту Украины. Я могу лишь сказать, что в чрезвычайно сложных условиях важен вопрос концентрации власти и концентрации ответственности, чтобы решения принимались быстро и единолично. Но в Украине это сложно сделать, учитывая тотальную дискредитацию предыдущего института президентства. И мы здесь попадаем в сложнейшую ситуацию. Эти полномочия должны концентрироваться, но общество такого подхода не воспримет либо будет воспринимать очень сложно.

Как дальше будут развиваться отношения с Россией?

− Я думаю, что трудно будем дальше жить. Любые действия властей и призывы, что надо искать компромиссные решения, не будут восприниматься обществом. В любом случае, они будут усиливать конфронтацию в Украине. Я могу сказать, что у нас система управления парализована не только на востоке, а по всей стране. В большинстве районов нет глав районных государственных администраций. В значительной части областей нет руководителей областных государственных администраций. Я думаю, это все будет вкладываться в этот квотный принцип распределения после того, когда будет понятна конфигурация власти.

Но районные администрации, областные, назначает президент, а не парламент.

− Нет, дело в том, что подает премьер-министр Украины. А еще по закону, если строго его придерживаться, то районные и областные советы могут изложить свое мнение, кого они хотят видеть, и это является обязательным для рассмотрения властями. И премьер-министру Украины нужно иметь необходимое количество голосов, чтобы проводить непопулярные решения через Верховную Раду, а коалиция будет выставлять свои требования, которые в ряде случаев будут удовлетворяться. Президент Украины, я может скажу грубо, стоит здесь на выходе. Он должен рассмотреть то, что подаст ему Кабинет министров Украины. И есть еще одно такое обстоятельство, что без подписи премьер-министра Украины указ не будет иметь силу.

Вы говорили, что у вас в округе Новгород-Волынский − это город, который стоит фактически на военных − сейчас говорят о том, что там на коммуналку будет пятидесятипроцентная скидка участникам АТО. И эти 50% должен кто-то компенсировать, а эти деньги не заложены в государственный бюджет. Полгода прошло с начала АТО. Почему это до сих пор не было просчитано?

− Это вопрос к Кабинету министров Украины. Здесь возможна отговорка, что не было возможности внести изменения в государственный бюджет. Но я думаю, что реально не было и нет денег, поскольку нужно было выбросить почти миллиард на проведение досрочных парламентских выборов. И вообще выборы перевесили атмосферу настроений и потребностей страны. Но одновременно мы имеем такую парадоксальную картину, что люди хотели выборов, и их провели. Поэтому надо не просто выдавать удостоверения, которых пока люди несколько сотен получили, а их надо будет выдать несколько сотен тысяч. И в таких городах, где большая концентрация военных, если придерживаться норм закона о статусе участников боевых действий, то они будут платить только 50% коммунальных услуг. А кто будет компенсировать остальные таким городам и городкам? Надо заложить в бюджете уже соответствующие субвенции для надлежащих компенсаций. Если этого не будет сделано, то социальная коммунальная инфраструктура таких населенных пунктов будет просто падать. У них нет других крупных источников поступлений для того, чтобы они могли самостоятельно решить этот вопрос. Если это бросят на местные бюджеты, это будет означать, что Кабинет Министров, Верховная Рада Украины фактически перевели выполнения государственных обязательств на местные бюджеты.

И это может привести к социальной напряженности среди военных?

− Она уже есть. Я вчера получил ответа от Министерства обороны на очередные запросы относительно того, когда получают статус участника АТО. Там сделали такую процедуру, что для получения этого статуса требуется длительное время. Человек, побывавший там, получает справку, шапка которой: "Антитеррористический центр. Справка дана такому-то, что с такого-то числа он находился в зоне АТО и является участником АТО". А ему нужно еще получить удостоверение участника боевых действий, и там начинают все запускать по кругу. Почему? Я так понимаю, что государство не просчитало и не заложило соответствующую сумму. Я думаю, что исчерпывающая сумма не будет заложена и в бюджете на 2015 год.

Самое читаемое
    Темы дня