наверх
20.10.202107:32
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Все для фронта, все для АТО. Судьба одного никому не нужного вертолета

(обновлено: )6433133
Почти восемь лет тянется история дорогого в производстве вертолета. Совсем недавно никому не нужный и не летающий транспорт был передан в помощь бойцам АТО.
Вертолет КА-226

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Не так давно, а именно 17 марта депутаты Львовского областного совета проголосовали за передачу в совместную собственность территориальных громад, сел, поселков и городов Днепропетровской области вертолета для использования в зоне проведения антитеррористической операции (АТО). Такое решение поддержали 63 депутата при 59 необходимых.

Согласно постановлению, Львовский областной совет безвозмездно передал Днепропетровской области вертолет Ка-226 (заводской номер 02-03) в комплекте с эксплуатационно-техническим имуществом балансовой стоимостью почти 36 млн грн (около $1,5 млн). Обеспечить передачу депутаты поручили Управлению имуществом общей собственности Львовского областного совета. Решению предшествовало обращение экс-председателя Днепропетровской облгосадминистрации Игоря Коломойского о передаче вертолета для дальнейшего его использования для нужд АТО, в частности, для транспортировки раненых военнослужащих в медицинские учреждения.

Информационная записка Львовского облсовета о проекте передачи вертолета КА-226

Эту радостную весть сообщил и.о. заместителя председателя Днепропетровской областной государственной администрации Святослав Олейник во время рабочей поездки во Львов: "Для быстрой транспортировки бойцов в больницы в регионе задействована как авиация, так и гражданские средства передвижения, в том числе частные вертолеты, которые предоставляют нам бизнесмены. Мы принимаем любую помощь. В данном случае, Львовский областной совет принял решение передать нам вертолет. Мы очень благодарны за эту помощь и поддержку. Потому что в этой беде — мы не одни. Этот вертолет будет работать круглосуточно для перевозки раненых".

По словам заместителя губернатора после завершения военных действий вертолет вернут во Львов, так как "у нас хватает вертолетов и всего остального. Но просто сейчас идет чрезмерная нагрузка на наши больницы — на доставку раненых бойцов". Решение о передаче вертолета вступит в силу после соответствующего решения Днепропетровского областного совета.

Депутат Львовского областного совета Михаил Дзюдзь также сообщил на брифинге, что вертолет находится "на складе экстренной медицинской помощи в хорошем состоянии с хорошим заводским двигателем. Он находился в собственности Львовского областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф. Он может подниматься и садиться на очень небольшую плоскость территории. В машине можно сделать место для двух больных, которым могут оказывать помощь два врача. Поэтому я думаю, что этот вертолет в зоне АТО больше пригодится и спасет жизни десятков военных".

Более внимательная оценка "дареного коня", однако, не дает поводов для оптимизма. История его началась в далеком уже 2007 году, когда министром по вопросам чрезвычайных ситуаций Нестором Шуфричем было принято решение создать специальную пожарную и санитарную эскадрильи, закупив для их оснащения не менее четырех вертолетов Ка-226 и Ка-32 российского производства. Первый легкий многофункциональный вертолет Ка-226 ожидался ведомством уже в начале 2008 года. Был проведен конкурс на поставку МЧС "Вертолет эквивалент Ка-226 — 1 ед.", который согласно информации "Вестника государственных тендеров Украины" выиграло ООО "Гелаксис" (г. Киев) с ценой 29,995 млн грн, то есть 6 млн долл.

7 сентября 2007 г. министерство подписало  с победителем тендера договор № 21-5/120 и  произвело предварительную оплату в размере 100% стоимости. Киевская фирма немедленно заключила внешнеэкономический контракт № 21-5/120-GAL-СLА с британской компанией "Clarks Investments Limited" на приобретение вертолета у ОАО "Камов" — резидента Российской Федерации. Любопытно, что учредителем ООО "Гелаксис" выступили в 2007-мом оффшорные компании из того же Лондона: вначале —  Dinford Business Limited, а затем Dumrey Investment Limited, активы которых не превышали 1-2 тысяч фунтов.

Уже тогда закрались первые сомнения. В частности, сайт разработчика, ОАО "Камов", давал несколько иную цифру — цена Ка-226 в базовой комплектации 2,85 млн долл. Кроме того, летом 2007-го вертолетостроительная корпорация "Оборонпром" и компания King Abdulla II Design and Development Bureau (Иордания) заключили контракт на продажу шести вертолетов Ка-226 общей стоимостью 25 млн долл. В тот же период ОАО "Русский Страховой Центр" страховал договор по выполнению ОАО "Камов" заказа с начальной суммой 106 млн рублей (стоимость 1 доллара США тогда составляла 22–24 рублей) на поставку вертолета легкого класса Ка-226 для Главного центра обеспечения ресурсами МВД России. При этом лимит ответственности по авиаКАСКО составил около 4 млн долл. Получалось, что даже самые высокие цены российских экспортных контрактов в полтора раза ниже, чем в украинском тендере.

Согласно условиям договора отгрузка вертолета должна была быть произведена на протяжении девяти месяцев с момента получения предоплаты, то есть не позднее мая 2008-го. Затем срок поставки без уплаты штрафных санкций был увеличен в связи с переучиванием летного состава на данном вертолете на базе завода-изготовителя. 19 ноября 2008 миновал и он, но министерство вертолет так и не получило.

14 ноября 2008 года был подписан договор о предоставлении услуг №1411-001-SRV о доставке со склада г. Вильнюс (Литва) в г. Нежин (Украина) и обеспечении сборки приобретенного Ка-226. Контрагентом почему-то выступала некая литовская фирма, а не завод-изготовитель вертолета ОАО "Кумертаусское авиационное производственное предприятие", где он был принят нежинскими специалистами из авиаотряда МЧС, о чем свидетельствует сделанная ими 14 августа 2008 года фотография машины уже в украинских цветах и с бортовым номером "41" на фюзеляже.

Справедливости ради, следует отметить, что это единственное известное до сих пор изображение в собранном виде все-таки не избежало коррекции: любители фотошопа дорисовали лопасти и колонку несущего винта, а вот тени от них на рулежной дорожке нарисовать поленились. Этот факт также наводит на не слишком хорошие мысли о качестве переподготовки летного и технического состава. В соответствии с пунктом 16.4 договора ООО "Гелаксис" был обязан за свой счет провести переобучение 2-х летчиков и инженерно-технического состава МЧС из расчета 2-х специалистов по вертолету и двигателям и 4-х специалистов по авиационному и радиоэлектронному оборудованию, за счет ресурса вертолета Ка-226, который поставляется на базе завода-производителя. Вряд ли среди восьми откомандированных не нашлось хотя бы одного, снявшего вертолет в воздухе.

Согласно транспортным документам 23 января 2009 года из Московской области в Вильнюс через границу РФ был перемещен "гражданский вертолет Ка-226.50, новый, в разобранном виде, сер.№02-03 (оснащенный двумя двигателями Rolls-Royce, модель 250-С20R/2, сер. № САЕ-259919, САЕ-295924). Дата выпуска вертолета — 12 сентября 2008 г.". 2 февраля 2009 г. он был доставлен наземным транспортом на украинский пограничный таможенный пункт Шегини (Львовская область), где и был арестован из-за нежелания получателя его растормаживать.

Решительные меры были приняты лишь в августе 2009-го, когда уже новый министр Владимир Шандра распорядился передать дело в суд.

Суд первой инстанции обязал "Гелаксис" поставить вертолет и выплатить министерству 2,55 млн грн за сорванный срок поставки. Фирма подала встречный иск к Министерству с требованием расторможить вертолет при доставке из Вильнюса на таможенный пункт в Шегини Львовской обл.

Апелляции сменяли кассации до тех пор, пока Высший хозяйственный суд, дважды пропустив дело через три инстанции, постановил, что растаможивать вертолет все-таки должно было Министерство. Впрочем, это уже ни на что не влияло:  в апреле 2011 г. ООО "Гелаксис" прекратил свое существование через процедуру банкротства, а арестованный таможней вертолет так и не был доставлен заказчику.

Спустя еще два года Кабинет министров Украины принял постановление от 6 марта 2013 № 135 "О передаче имущества в сферу управления Львовской областной государственной администрации для нужд системы экстренной (скорой) медицинской помощи", которым конфискованный Львовской таможней вертолет передавался в управление Львовской областной государственной администрации для использования Львовским областным центром экстренной медицинской помощи и медицины катастроф. После кратковременной эйфории, связанной с надеждами на то, что скоро можно будет "быстро добираться до горных районов или места крупного ДТП, как в соседней Польше, где для нужд скорой помощи есть 23 вертолета, расстояние между ними — 70 километров, в планах — сократить ее до 50 километров", выяснилось, что эксплуатация вертолета невозможна, поскольку на его сборку и сертификацию нужны значительные средства.

В дальнейшем так и не собранный вертолет тихонько переместили на хранение на территорию ГП "Львовский государственный авиационный ремонтный завод" и до поры до времени забыли. Напомнила о "подарке" Госфининспекция Украины, которая письмом от 28 апреля 2014 г. № 04-14/458 направила Министерству чрезвычайных ситуаций Украины письменное требование об устранении выявленных ревизией нарушений, а именно: "принять меры по возвращению медицинского вертолета Ка-226 стоимостью 29995,0 тыс грн в Министерство и за счет виновных лиц обеспечить выполнение условий договора от 07.09.2007 г. № 21-5/120".

В это время очень кстати началась АТО и 12 июля 2014-го облгосадминистрация обратилась с письмом к премьер-министру с инициативой передать вертолет для нужд Минобороны, однако тогдашнему руководителю Львовщины Ирине Сех так и не удалось уговорить министра обороны Украины Валерия Гелетея принять сей дар.

И.о. директора департамента здравоохранения Львовской ОГА Андрей Голдун рассказал, что "в нынешней ситуации военные вряд ли найдут необходимые деньги на восстановление вертолета. Кроме того, вопрос его передачи — вне компетенции Львовской ОГА. Чтобы его отремонтировать, необходимо 1,5-2 млн. грн. Сделать это могут специалисты того предприятия, на котором его изготовили. Ведь нужны новые детали. А это — московские специалисты… В свое время они должны были приехать во Львов, чтобы отремонтировать этот вертолет. Но этого не произошло. Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф денег на восстановление вертолета также не нашел. Это процедурный вопрос. Ведь вертолет нам передали на основании постановления Кабмина. Поэтому для передачи его военным также необходимо обратиться в Кабмин".

В сентябре 2014 года новый председатель Львовской облдержадминистрации Юрий Турянский объяснил, что "решить эту проблему можно только с помощью Киева. Дело в том, что, чтобы ввести этот вертолет (он сейчас в разобранном состоянии) в эксплуатацию, необходимо 757 000 долларов. Это нереально для областного бюджета. А еще нужны средства на эксплуатацию, содержание, обслуживание, горючее, штат работников и специальную регистрацию и т.д.".

Таким образом, в Украине вертолет не эксплуатировался, поэтому ни сертифицированных организаций, пилотов, ни технической базы, ни даже просто процедуры выдачи судовых документов для типа, не имеющего ни гражданской, ни военной регистрации нет. С момента выпуска почти 7 лет вертолет не проходил регламентных работ, а его сохранность остается под большим вопросом, надежды на техническую поддержку со стороны российского разработчика также весьма сомнительны.

Читайте также: Порошенко борется не с Коломойским, а с "днепроцентризмом"

Таким образом, львовские депутаты вкупе с министерскими и правительственными чиновниками в очередной раз элегантно "помогли" бойцам АТО, сумели избавиться от проблемы, тянущейся более 8 лет, и передать Днепропетровску не принадлежавший им и нелетающий вертолет, который украсит "железный ряд" теперь уже в Днепропетровске.

Конечно, с одной стороны, дареному коню в зубы не смотрят, но в данном конкретном случае конь, скорее, троянский, или война, как всегда, все спишет?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.
Самое читаемое
    Темы дня