наверх
20.04.202419:17
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Авиакатастрофа рейса Ту‑154 Тель- Авив-Новосибирск (2001 г.). Справка

(обновлено: )330
4 октября 2011 года исполняется 10 лет с момента катастрофы самолета Ту-154, упавшего в Черное море. Межгосударственный авиационный комитет пришел к выводу, что самолет был сбит украинской ракетой. Однако Киевские эксперты настаивают на обратном.

4 октября 2001 года в районе Новороссийска в результате взрыва потерпел катастрофу и упал в Черное море в 185 км от Сочи пассажирский самолет Ту‑154, следовавший рейсом Тель‑Авив ‑ Новосибирск.

Погибли все находившиеся на его борту 78 человек: 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

Как сообщалось, на борту самолета было 15 граждан России и 51 гражданин Израиля. Среди пассажиров был и заместитель гендиректора авиакомпании "Сибирь" по безопасности Владимир Алексеев. По данным авиакомпании "Сибирь", все члены экипажа являлись сотрудниками компании и гражданами России.

Новосибирская авиакомпания "Сибирь", которой принадлежал погибший авиалайнер, ‑ одна из крупнейших региональных авиакомпаний России. Она специализируется в основном на пассажирских перевозках.

В 13:30 самолет вошел в зону ответственности диспетчерского пункта в Ростове‑на‑Дону. Все было штатно, самолет шел на высоте 11,11 тысяч метров со скоростью 850 километров в час. В 13:44 самолет пропал с экранов локаторов. Диспетчеры запросили воздушные суда, находившиеся в том районе. Командир самолета Ан‑24 армянской авиакомпании сообщил, что слева от него взорвался самолет, его обломки падают в море.

К месту аварии из Геленджика срочно вылетел самолет Ан‑26 Федеральной погранслужбы России. Туда же отправился сторожевой пограничный корабль "Гриф". Также к месту падения вылетели самолет АН‑12 Минобороны и вертолет Ми‑8 Сочинской поисково‑спасательной службы с плотами и спасателями на борту, направились два спасательных буксира ‑ "Меркурий" из Туапсе и "Капитан Беклемищев" из Новороссийска.

Главой комиссии по расследованию причин аварии самолета был назначен Владимир Рушайло. Тем временем, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) и Минтранс РФ создали свою комиссию для расследования авиационной катастрофы в воздушном пространстве над Черным морем.

5 октября 2001 года заместитель генерального прокурора России Сергей Фридинский возбудил уголовное дело по статье "терроризм" по факту катастрофы самолета Ту‑154. Как сообщили в Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры, дело возбуждено по указанию генерального прокурора Владимира Устинова. По его же распоряжению Сергей Фридинский возглавил следственную группу.

Тела погибших, некоторые фрагменты разбившегося Ту‑154 и документы экипажа, найденные в море, доставил на берег сухогруз "Капитан Вакула".

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установила, что лайнер на высоте 11 тысяч метров сбила зенитная ракета С‑200, запущенная силами ПВО Украины, проводившими в тот день военные учения в Крыму.

Украина спустя некоторое время после трагедии, не дожидаясь результатов расследования, выплатила семьям погибших моральную компенсацию в размере 200 тысяч долларов на каждого погибшего.

В 2004 году авиакомпания "Сибирь" подала иск в Хозяйственный суд Киева против Минобороны и Госказначейства Украины, в котором требовала взыскать с них 15,32 млн долларов.

В январе 2011 года сотрудники Киевского научно‑исследовательского института судебных экспертиз провели повторную экспертизу и пришли к выводам, что украинская ракета не могла сбить пассажирский самолет.

Украинские эксперты ссылаются на данные контроля РЛК "Геленджик" от 4 октября 2001 года, согласно которым в воздушном пространстве за 30 секунд до взрыва наблюдался неизвестный объект на расстоянии 49,9 км от места катастрофы. Экспертиза Киевского научно‑исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ) установила, что если бы неизвестным объектом была ракета 5В28 ЗРК С‑200В украинских войск, то она не могла за 30 секунд по своим тактико‑техническим характеристикам преодолеть расстояние до самолета и поразить его.

Вместе с тем, эксперты утверждают, что катастрофа российского самолета произошла вследствие действия на его детали в направлении сверху и до середины множества твердых предметов (поражающих элементов) диаметром около 10 мм, которые владели значительной кинетической энергией. Эксперты не смогли установить принадлежность поражающих частиц к конкретному взрывному устройству.

6 сентября 2011 года Хозяйственный суд Киева отказался удовлетворить иск российской авиакомпании "Сибирь" по делу о катастрофе российского пассажирского лайнера Ту‑154. Суд принял выводы киевских экспертов как доказательство.

Российская авиакомпания "Сибирь" заявила о намерении обжаловать решение Хозяйственного суда Киева.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

    Самое читаемое
      Темы дня