наверх
18.04.202406:07
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Во вторник исполняется 115 лет со дня рождения Сергея Эйзенштейна

(обновлено: )132
Фильм Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин"" занял первое место в десятке лучших фильмов всех времен и народов, составленной 58 режиссерами Европы и Америки по предложению Бельгийской Синематики.

МОСКВА, 22 янв - РИА Новости. Во вторник исполняется 115 лет со дня рождения режиссера, сценариста, теоретика искусства Сергея Эйзенштейна.

Ниже приводится биографическая справка.

Сергей Михайлович Эйзенштейн родился 22 (10 по старому стилю) января 1898 года в Риге (Латвия) в семье инженера и архитектора Михаила Эйзенштейна и Юлии Конецкой, дочери состоятельного купца.

Родители Эйзенштейна развелись в 1909 году, и мальчика, по решению суда, оставили с отцом.

В 1915 году он окончил Рижское реальное училище, учился в Петроградском институте гражданских инженеров.

Весной 1917 года Эйзенштейн был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск, а после ее расформирования, 18 марта 1918 года, он вступил в ряды Красной Армии. В сентябре того же года выехал на северо-восточный фронт.

В Гражданскую войну Эйзенштейн два года работал художником-декоратором и плакатистом в частях Западного фронта, затем получил командировку в Москву на отделение восточных языков Академии Генерального штаба, где изучал японский язык. Вскоре Эйзенштейн покинул Академию и с конца 1920 года включился в работу Московского театра Пролеткульта. Параллельно он проходил обучение в Высших режиссерских мастерских у Всеволода Мейерхольда.

Сергей Эйзенштейн был режиссером театра Пролеткульта, преподавал, тесно сотрудничал с группой поэта Владимира Маяковского. В 1923 году в журнале "ЛЕФ" Эйзенштейн опубликовал творческий манифест "Монтаж аттракционов", где обосновывался метод воздействия на публику с помощью цирковых и эстрадных приемов, а также плаката и публицистики в театральных спектаклях.

В 1924 году Эйзенштейн перешел на работу в кино. В 1925 году вместе со своими учениками Григорием Александровым, Иваном Пырьевым, Максимом Штраухом он выпустил свой первый фильм - "Стачка". Тогда же в рекордные сроки (съемки и монтаж заняли три месяца) был выпущен фильм "Броненосец "Потемкин"". Американская киноакадемия признала эту картину лучшим фильмом 1926 года, а на Парижской выставке искусств "Броненосец "Потемкин"" получил высшую награду - "Супер гран-при".

В 1952 году "Броненосец "Потемкин"" занял первое место в десятке лучших фильмов всех времен и народов, составленной 58 режиссерами Европы и Америки по предложению Бельгийской Синематики.

В 1927 году Эйзенштейн закончил работу над фильмом "Октябрь", где впервые в игровом кино был показан образ Владимира Ленина.

В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своей съемочной группой, включавшей Григория Александрова и оператора Эдуарда Тиссэ, отправился в официальную поездку за границу. Целью поездки было дать возможность Эйзенштейну и его группе узнать больше о звуковом кино, а также представить известных советских артистов за рубежом. Следующие два года Эйзенштейн много путешествовал, выступал по немецкому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад "Интеллектуальное кино" в Брюссельском университете.

В 1930 году Эйзенштейн заключил контракт с американской кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера "Американская трагедия", но через месяц компания Paramount решила свернуть проект.

После возвращения в Советский Союз в 1932 году, Эйзенштейн занялся научной и педагогической деятельностью, стал заведующим кафедрой режиссуры Государственного института кинематографии. В 1935 году он получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Эйзенштейн писал статьи, составил проект программы по теории и практике режиссуры, на основе прочитанных им лекций начал составлять книгу "Режиссура".

Весной 1935 года Эйзенштейн приступил к работе над сценарием картины "Бежин луг". Первый вариант фильма, показанный в незаконченном виде, был подвергнут резкой критике, и режиссер был вынужден серьезно переработать ленту. В 1937 году работа была прекращена по идеологическим соображениям, отснятый материал забраковали.

В 1938 году Эйзенштейн написал сценарий фильма "Александр Невский". За него режиссер получил ученую степень доктора искусствоведения без защиты диссертации, а также Сталинскую премию (1941). На съемках началось сотрудничество Эйзенштейна с композитором Сергеем Прокофьевым.

В 1941-1945 годах Эйзенштейн работал над фильмом "Иван Грозный". Съемки начались в Москве, а после эвакуации студии "Мосфильм" в 1942 году продолжились в Алма-Ате. Первая часть фильма вышла на экраны в начале 1945 года, за нее Эйзенштейн получил Сталинскую премию.

Вторая часть была подвергнута жесткой критике и вышла лишь в 1958 году. Съемки третьей части были прекращены.

В годы войны Эйзенштейн участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета, принимал участие в съемках пропагандистского короткометражного фильма на английском языке "К евреям мира" (To the Jews of the World) и в радиопрограмме "К братьям-евреям всего мира" (To Brother Jews of All the World).

До последних дней жизни Эйзенштейн работал над теоретическими исследованиями проблем кино, главным образом, вопросов общей композиции фильмов, монтажа, звуко-зрительной структуры, пластической культуры кадра, цвета, а также истории кинематографа.

Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь на 11 февраля 1948 года, во время работы над статьей "Цветовое кино". Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В 1956 году вышло однотомное, а в 1964-1971 годах - шеститомное собрание сочинений Эйзенштейна. Начиная с 1960-х годов, во многих странах устраивались выставки его рисунков, о режиссере сняли несколько десятков документальных фильмов.

В 2011 году отреставрированная и оцифрованная версия фильма "Броненосец "Потемкин"" вышла в британский прокат, картину сопровождала музыка Эдмунда Майзеля, под которую прошла ее мировая премьера в Берлине в 1925 году. В октябре 2012 года цветная версия фильма "Александр Невский" вошла в спецпрограмму 17-го Международного кинофестиваля в Пусане (Южной Корея).

Сергей Эйзенштейна был женат на журналистке Пере Фогельман (литературный псевдоним - Пера Аташева). Для режиссера она стала секретарем, помощницей и биографом. Скончалась в 1965 году.

    Самое читаемое
      Темы дня