наверх
20.04.202414:21
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Друзья и коллеги простились с "бесспорным гением анимации" Хитруком

(обновлено: )7
Гражданская панихида по Федору Хитруку завершилась в столичном Доме кино, друзья и коллеги вспоминают его как бесспорного гения анимации, оставившего скромное, но бессмертное наследие.

МОСКВА, 5 дек - РИА Новости. Гражданская панихида по Федору Хитруку завершилась в столичном Доме кино, друзья и коллеги вспоминают его как бесспорного гения отечественной анимации, оставившего скромное, но бессмертное наследие.

Федор Хитрук скончался в понедельник на 96-м году жизни в Москве. Кремация пройдет на Хованском кладбище. В числе пришедших в среду в Дом кино проститься со знаменитым создателем Винни-Пуха - режиссеры анимационных фильмов Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Константин Бронзит, ученики и коллеги Хитрука. Они выразили соболезнования родным мультипликатора.

"Этот человек всех нас радовал. Хитрук стал настоящим явлением. В нашей среде мы даже иногда говорили: "это по-хитруковски". Он всегда смешно рассказывал, как начинал свою работу, и как у него совсем ничего не получалось. Ему все объясняли, он снова садился и работал", - сказал Юрий Норштейн.

По мнению режиссера, Хитрук обладал великим терпением.

"Даже когда он болел, не было ни одного стона, ни одной жалобы, чтобы не доставить неудобства родственникам. Именно это и называется человеческим достоинством. Хитрук всегда был центром. Даже когда физически он себя не очень хорошо чувствовал, у него вдруг просыпалась интеллектуальная мощь, и этот напор прорывал физическую боль", - добавил Норштейн.

Режиссер-мультипликатор Гарри Бардин считает, что именно Хитрук положил начало новому этапу развития российской анимации.

"Мы шли вослед, а ледоколом был Федор Савельевич. Он прорвал плотину привычной советской мультипликации и создал то, вслед за чем могли делать что-то и мы", - сказал Бардин.

Андрей Хржановский вспоминает, как, благодаря Хитруку, он пришел в анимацию.

"Я помню Хитрука еще с ярко-рыжей шевелюрой. Ведь именно он меня тогда заманил, приманил в мультипликацию. Сказал, что ничего сложного в этом нет. Я работал ассистентом на "Каникулах Бонифация". И потом Хитрук говорил, что "одну сцену в "Каникулах" сделал Андрей". Я, конечно, пытался ее сделать, но потом за меня ее переделывали", - сказал он.

По словам Хржановского, у Хитрука было два выражения характера.

"Помимо его широчайшей улыбки, я помню и угрюмость Хитрука. Стоило мне опоздать минут на пять, я сразу же видел это выражение на его лице. Во время работы в студии стояла такая тишина, что Хитрук не позволял нам даже разговаривать, так как в это время он думал. У него было два выражения характера, и именно эта угрюмость была, когда он сосредоточенно думал, а широчайшая улыбка - когда он наконец-то что-то находил", - пояснил Хржановский.

Коллеги Хитрука вспоминают, что для своей первой режиссерской работы "История одного преступления" он не побоялся позвать молодых перспективных художников, которые вместе с ним и вдохнули новую жизнь в отечественную мультипликацию.

"История одного преступления" - фильм поразительный, не только по мастерству, по пластике - в этом фильме Хитрук посмотрел в самый корень нашей жизни. Федор Хитрук - это диапазон современного общества, и не только российского. Фильмы "Остров", "Человек в рамке" - доказательства этого. В "Человеке в рамке" он показал портрет, который впечатан на века в российскую действительность. Это подлинный патриотизм. Скромное, но фантастически бессмертное наследие, которое он оставил", - сказал Хржановский.

Гарри Бардин вспомнил случай 1984 года, когда они вместе с Хитруком ездили на фестиваль в Торонто и жили в одном номере.

"Я тогда совсем не знал английского, а Федор Савельевич прекрасно понимал и английский, и немецкий языки. Помню, его тогда беспокоило сердце, и я за него очень переживал. И вот он сел смотреть телевизор, а там как раз было выступление Рейгана, где тот произнес свою известную шутку: "Пустим ракеты на Советский Союз". Хитрук побледнел и говорит: "Гарри, идите сюда. Вы слышали, что он сейчас сказал?".

Он перевел мне эту фразу и спросил: "Гарри, что делать? Нас бомбят, а мы тут". В этом был весь Хитрук. Он должен был быть там, где его страна, а не там, где удобно. Он был большим патриотом".

Друзья и коллеги рассказывают о Хитруке, как о великом педагоге, который воспитал целые поколения российских мультипликаторов.

"По всему миру разбросаны ученики Хитрука. Он просто гений, гений с большой буквы, человек большой души. Если бы сегодня всех учеников собрать вместе, не хватило бы даже Дома кино", - сказал Эдуард Назаров.

Ученик Хитрука Константин Бронзит вспоминает его как прекрасного учителя.

"В деле он был беспощаден. Я это испытал на себе", - говорит Бронзит.

Ученики и друзья Хитрука меж тем вспоминают, что он всегда с уважением относился к творчеству всех мультипликаторов. Даже если ему что-то не нравилось, он старался не показывать этого. Коллеги отмечают, что наследие Хитрука распространяется не только на его учеников, но и на зрителей.

"Дети, посмотревшие когда Винни-Пуха, сами уже ставшие родителями, ищут в магазинах для своих детей самые лучшие фильмы - фильмы Хитрука", - сказал Бардин.

Федор Хитрук родился 1 мая 1917 года в Твери. На студию "Союзмультфильм" пришел 20-летним юношей и проработал там почти полвека.

Как аниматор он "создал" 200 персонажей в 102 фильмах, среди них - Оле-Лукойе, Снежная Королева и Красная Шапочка. Среди режиссерских работ Хитрука такие известные мультфильмы, как "Винни-Пух", "История одного преступления", "Фильм, фильм, фильм", "Олимпионики", "Остров", "Каникулы Бонифация", "Топтыжка".

Самое читаемое
    Темы дня