наверх
20.04.202409:34
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

В субботу мусульмане начали торжества по случаю Курбан-байрама

(обновлено: )235
Мусульманский праздник жертвоприношения Курбан-байрам отмечается в 2014 году 4-6 октября.

МОСКВА, 4 окт — РИА Новости. Мусульманский праздник жертвоприношения Курбан-байрам отмечается в 2014 году 4-6 октября.

Праздник жертвоприношения — Курбан-Байрам (по-тюркски) или Ид аль-Адха (по-арабски) — самый большой праздник мусульман. Он отмечается в 10-й день месяца зуль-хиджжа Исламского календаря хиджра (Лунный календарь) и продолжается три дня.

В 2014 году Курбан-Байрам отмечается 4-6 октября.

Курбан-Байрам (Праздник жертвоприношения) завершает собой обряд хаджа, ежегодного паломничества мусульман всего мира в Мекку (Саудовская Аравия).

Слово курбан происходи от арабского корня КРБ, который несет в себе значение всего, что связано с "приближением". Исходя из этого, считается, что сущностью праздника является не столько жертвоприношение, сколько "приближение к Аллаху" посредством этого обряда.

Происхождение Курбан-Байрама связано с кораническим сюжетом о жертвоприношении Ибрахима, восходящим, в свою очередь, к библейскому сюжету о жертвоприношении Авраама.

Согласно мусульманскому толкованию, Ибрахим увидел сон, в котором ему было приказано принести в жертву своего сына. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. В тот самый момент, когда Ибрахим занес нож над сыном, то услышал глас: "О Ибрахим, ты уже выполнил свой сон…". Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком (барашком).

Этот случай произошел недалеко от Мекки. С тех пор, отдавая дань подвигу пророка Ибрахима, явившего высочайшую степень праведности и любви к Аллаху, в качестве обряда поклонения господу мусульмане совершают заклание жертвенного животного.

Не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где они могут оказаться.

Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся десять дней до наступления праздника жертвоприношения.

За три недели не принято устраивать торжества, надевать новые одежды, стричься. За неделю до Курбан-Байрама начинаются активные приготовления к празднику, заготавливаются продукты для пиршества.

Ночь накануне праздника Курбан-Байрам или хотя бы ее часть мусульмане проводят в молитвах. Во время праздника Курбан-байрам является желательным возвеличивать и восхвалять Аллаха (такбир) на протяжении всех трех праздничных дней после каждой обязательной молитвы. Такбир читают и в мечетях, и дома, и на улице, и на площадях.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. В этот день перед праздничной молитвой мусульманам рекомендуется проснуться пораньше, подстричь волосы и ногти, совершить омовение, по возможности умастить себя благовониями, надеть лучшую одежду. Нельзя завтракать до праздничного намаза. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве. После ее окончания верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняются происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения.

По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, когда каждый верующий приносит в жертву специально откормленное или купленное жертвенное животное (небогатые люди иногда покупают животное вскладчину, в больших семьях, не имеющих возможности совершить жертвоприношение от каждого, приносят жертву ежегодно за каждого члена семьи по очереди; многие мусульмане заменяют заклание животного взносом в мечеть, соответствующим стоимости животного).

Время для совершения жертвоприношения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается — незадолго до захода солнца третьего дня.

Если мусульманин может совершить жертвоприношение сам и знает как, то ему желательно все сделать самому. В противном случае ему следует обратиться к тому, кто сможет хорошо с этим справиться, а самому желательно присутствовать при жертвоприношении.

Согласно мусульманским представлениям, принесенные в жертву для Аллаха и ради заботы о бедных животные будут в судный день помогать людям переправляться через адскую бездну в рай по тонкому мосту — Сирату. Преодолеть мост Сират, перекинутый через ад, верующий сможет лишь на спине животного, принесенного в жертву.

Поэтому перед жертвоприношением каждый владелец помечает собственное животное (украшениями, специальными знаками), чтобы быстрее отыскать его в день прихода Махди, т.е. Мессии, и воскресения мертвых, когда стада жертвенных животных будут толпиться у входа на Сират. Кто не принесет в праздничный день жертву богу, не сможет попасть в рай.

Из всех видов животных допускается приносить в жертву только верблюдов, коров (быков), буйволов, овец или коз. Верблюда и корову могут принести в жертву от одного до семи человек, а овцу или козу разрешается резать только за одного мусульманина. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

Жертвенное животное должно соответствовать следующим возрастным требованиям: овца и коза — не менее года; буйвол и корова (бык) — два года; верблюд — не менее пяти лет. Животное должно быть здоровым, без существенных изъянов. Допускается отсутствие нескольких зубов или небольшой части (менее одной трети) уха. Хвост, глаза и другие органы тела животного также должны быть целыми. Желательно, чтобы животное было упитанным.

Над священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети — мулла или муэдзин — читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: "Бисмиллах, Аллах Акбар", то есть "Во имя Аллаха, Аллах велик!"

Жертвенное животное укладывают на левый бок, головой в сторону Мекки, в рот часто кладут леденец (набод), который потом вынимают, так как он становится благословенным. Мясо принесенного в жертву животного, согласно предписанию шариата, делят на три части: одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью мусульманин может оставить себе. Разрешается угощать мясом жертвенного животного немусульман. Но нельзя мясом и шкурой жертвенного животного расплачиваться с кем бы то ни было, а также продавать их.

После заклания животного устраивается ритуальная трапеза, на которую нужно пригласить как можно большее количество людей, в первую очередь бедных и голодных. Из мяса принесенного в жертву животного готовят традиционные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, с применением различных специй и ароматизаторов. Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей.

Употребление алкоголя (категорически запрещенного мусульманам вообще) в этот день является кощунством, глумлением над принципами ислама.

Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

Самое читаемое
    Темы дня