наверх
05.12.202113:17
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Вспоминая Кирпу. Железная дорога без русского языка, перьев, пыли, перспектив

(обновлено: )11749447
Дождемся декабря, осталось совсем ничего. Тем, кто часто пользуется услугами родного железнодорожного транспорта, надо приготовиться. К чему? Давайте разберемся.

Роман Степняк

По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, к декабрю следует ожидать разительных перемен в стандартах пассажирских перевозок: железная дорога откажется от "подушек на перьях" и одеял в пыли. "Будет введен европейский сервис, который будет полностью соответствовать гигиене и удобствам", — говорит министр и обещает ввести "бесперебойную работу Wi-Fi в поездах и электронные билеты в электричках".

Но главное в обещаниях министра – "к декабрю 2016 все билеты, названия станций, объявления, информация на табло будут исключительно на украинском и английском языках!". В посте на Facebook после этой фразы министр не забыл поставить жирный восклицательный знак как символ воодушевленных реформ в подотчетной отрасли.

Я представляю себе Wi-Fi в поезде, скажем, "Львов – Рахов" и изумленных пассажиров, вдруг обнаруживших в подушках отсутствие перьев. Интересно будет наблюдать на какой-нибудь отдаленной станции объявление диспетчера на "чистом английском" и реакцию на это местного населения, которое, грешным делом, может подумать, что в стране опять произошла какая-то революция и власть поменялась к лучшему.

Но это лишь сарказм автора, без которого трудно обойтись, объясняя пыл современных реформаторов. Думаю, о "подушках без перьев" им лучше было бы рассказать самим железнодорожникам, которые время от времени выходят на протестные акции по причине своего бедственного положения и почему-то поднимают не "перьевые вопросы" и требуют не декоммунизации на железных дорогах, а повышения зарплат, сохранения социальных льгот, доставшихся им еще от сметенного "революцией достоинства" преступного режима Януковича, и в принципе права на достойное существование.

Последнюю такую акцию протеста работники железнодорожного транспорта провели 11 октября у здания Министерства инфраструктуры. Участники акции требовали повышения заработной платы и улучшения условий труда. У чиновников министерства свой взгляд на протесты железнодорожников. По словам заместителя министра, сказанным в одном из интервью, протесты носят заказной характер и направлены они против политики главы "Укрзализныци" Войцеха Бальчуна. Он, мол, искореняет семейные подряды, которые длительное время имели место в отрасли: "Те люди, которые просидели долгое время, которые построили коррупционные схемы, — когда их начинают оттуда "просить", то начинаются протесты. С другой стороны, часть вопросов, озвученных профсоюзами, являются существенными и требуют внимания. Но требуют внимания не столько со стороны руководства Мининфраструктуры, сколько со стороны менеджмента "Укрзализныци".

Железнодорожники никогда не отличались особой лояльностью к своему руководству, но было время, когда забрезжила надежда. В начале апреля 2000 года президенту Украины от начальника Львовской железной дороги Георгия Кирпы поступило письмо, в котором последний показал реальную картину состояния дел в отрасли: железнодорожное полотно, электровозы и вагоны изнашиваются, на их место не приходит новая техника, украинские железные дороги едва справляются с транспортными потоками, их увеличение может повлечь увеличение аварийности на путях. Несбалансированная тарифная политика отпугивала многих клиентов и даже приводила к потере традиционных тарифных перевозок по странам СНГ через территорию Украины, в результате чего Украина теряла огромные деньги. Письмо прочитал президент и назначил Кирпу руководителем железнодорожного ведомства. Это был первый и единственный случай в Украине, когда чиновник такого ранга был утвержден, по сути, в результате самовыдвижения. Без рекомендаций политических партий и советов международных корпораций.

Да, Кирпа вписался в структуру существующей власти, был одним из "столпов режима", нажил состояние, но за четыре года у руля ведомства оставил за собой немало преобразований, о которых и мечтать не могут реформаторы более поздних времен. При нем не снимали вывески с обветшавших зданий, не занимались сомнительными переименованиями, не боролись с языком, на котором разговаривает большая часть страны, а строили вокзалы, ремонтировали пути, развивали вагоностроение и заботились о социальной защите железнодорожников. При Кирпе железнодорожники входили в первую пятерку по уровню оплаты труда, пенсионеры получали надбавки к пенсиям, активно внедрялась страховая медицина.

Читайте также: "Укрзализныця" и коррупционные миллионы. Комментарий НАБУ

При Кирпе хиреющая отрасль получила новую жизнь, а созданная инфраструктура стала одним из немногих приобретений в стране за всю историю независимости. Когда стало очевидным, что к власти прорвались "оранжевые революционеры", которые в ранг национальной политики возвели демагогию, а дело его жизни было поставлено под сомнение, он выстрелил себе в висок.

И вот уже двенадцать лет после Кирпы реформируют "Укрзализныцю", переименовывают профильное министерство, меняют стулья в кабинетах, приглашают иностранных менеджеров на невиданные зарплаты, а ничего большего, чем поменять вывески над построенными во времена Кирпы вокзалами и заменить русский язык на английский в объявлениях при отправлении поездов, сделать не в состоянии. Насчет замены "подушек на перьях" уже к новому году – это еще надо посмотреть…

Самое читаемое
    Темы дня