наверх
20.04.202407:37
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Сможет ли волонтер реанимировать здравоохранение Украины

(обновлено: )120930
Можно порадоваться стремительному карьерному взлету американки Супрун, но зададимся вопросом: а по плечу ли человеку без серьезного административного опыта и знания реалий украинской медицины осуществить реформу здравоохранения?

Роман Степняк

На днях пришлось столкнуться с передовыми технологиями отечественной медицины. Знакомый молодой человек ночью почувствовал острую боль в животе. Вызвал "скорую помощь", у него медицинская страховка, приехали быстро. Ощупали живот, спросили, что кушал, сделали укол, сказали, мол, пройдет и уехали. Молодой человек на прощание спросил: "Может, аппендицит?". Врач отрицательно махнула головой и закрыла за собой дверь.

Через два часа пришлось вызывать "скорую" вторично. Уставший врач ощупал живот, спросил про тошноту и нехотя согласился отвезти в больницу. "Может, аппендицит?" — спросил молодой человек. Врач усмехнулся.

В приемной молоденькая докторша, наверное, терапевт, опять пощупала живот, расспросила о вчерашнем меню, попросила самому вписать в историю болезни название предприятия, где работал мой знакомый, поскольку оно состояло из непонятных иностранных слов, долго выспрашивала, в каких магазинах он мог покупать яйца, из которых накануне готовил себе яичницу, а также перечень всего, что употреблял за день.

Врачиха уверенно сказала: "Сальмонеллез", хотя в истории болезни после этого слова поставила знак вопроса. Об аппендиците уже никто не вспоминал. А боль тем временем не проходила, и парню, а точнее уже пациенту, становилось все хуже. На вторые сутки собрали консилиум, и приглашенный из соседнего отделения больницы хирург сразу назвал диагноз: "Аппендицит".

Через полчаса молодой человек был на операционном столе, все закончилось хорошо.

Карьерный взлет Ульяны Супрун

Как ни странно, но этот случай вспомнился мне в связи с последним кадровым решением в Министерстве здравоохранения. Несколько дней назад президент страны вдруг восхитился работой одного из известных волонтеров Ульяны Супрун. Дочь украинских эмигрантов, она вместе с мужем, канадцем украинского происхождения, приехала на историческую родину за несколько месяцев до начала революции достоинства, продав дом в Нью-Йорке, и активно включилась в общественно-политическую деятельность.

Чутью Супрун можно только позавидовать, если уж совсем не ориентироваться в отечественных политических реалиях. Прошло несколько дней, и Ульяна была назначена заместителем министра здравоохранения. Ей хватило недели, чтобы проявить себя с наилучшей стороны, и уже 27 июля Кабмин утвердил вчерашнего волонтера исполняющей обязанности министра. Порадуемся стремительному карьерному росту вчерашней американки, но зададимся вопросом: а по плечу ли человеку без серьезного административного опыта и знания реалий украинской медицины изнутри, осуществить серьезную реформу здравоохранения в стране? Не суждено ли ей повторить печальную судьбу своих предшественников?

Система Мусия

О самых серьезных намерениях вслед за революцией на майдане что-то аналогичное осуществить в медицине уже заявлял первый постреволюционный министр здравоохранения Олег Мусий, которого в этот кабинет выдвинул сам майдан. Мусий заявлял, что предложенная им реформа ориентирована на систему общественного здоровья. "Это, в первую очередь, сохранение существующего здоровья и здорового образа жизни, который приумножает наше здоровье. В отличие от современной системы, которая направлена на лечение болезней", — говорил тогда министр. Новая система, по его словам, какое-то время должна была внедряться параллельно с существующей моделью здравоохранения, но со временем старая система должна была отмереть "за ненадобностью".

В основе концепции у Мусия находились три основных положения: бюджетно-страховая модель, где сохраняется современный бюджет и внедряется общеобязательное социальное страхование, общественно-административная модель управления, где административно управляет Министерство здравоохранения, и существенные изменения в подготовке кадров для здравоохранения.

Однако дальше презентации идеи Олега Мусия продвинуть не удалось, а с приходом в министерство грузинского менеджера с историческим образованием Александра Квиташвили все пришлось начинать сначала.

Эксперименты историка Квиташвили

В июне прошлого года Квиташвили презентовал очередной план реформирования медицины, расписанный по месяцам. Переходный период должен был продолжаться в течение года и завершиться в июле 2016 года. Согласно утвержденному на заседании правительства документу, переходный период должен включать изменение статуса медучреждений, подход к финансированию системы здравоохранения, внедрение электронной информационной службы, а также создание базового и дополнительного пакета услуг для всех слоев населения.

Законопроект, подготовленный под руководством Квиташвили и опубликованный на сайте министерства, предполагал разделение медицинских услуг на заказчика и поставщика. В частности, органы местного самоуправления должны заказывать услуги, необходимые местному населению, в учреждениях здравоохранения. Расчет их стоимости должен был осуществляться на основе протоколов лечения украинскими и международными экспертами в рамках проекта Всемирного банка.

Предполагалось внести изменения в принципы оплаты труда медработников: от фиксированной оплаты по штатному расписанию к оплате за предоставленные услуги, которые должны оказываться по контракту между УЗ и сотрудником. Таким образом зарплата медика должна была зависеть от объема предоставленных услуг.

Третья попытка Виктора Шафранского

Год прошел, Квиташвили давно самоустранился от руководства отраслью, его концепция была положена под сукно, а медицина продолжала влачить горькое существование. 27 апреля на заседании правительства исполняющим обязанности министра здравоохранения был назначен Виктор Шафранский. В биографии чиновника указано, что после завершения Тернопольского медицинского университета с 1991 по 1996 год Шафранский работал хирургом в Житомирской области, позднее в Житомирском областном центре "Здоровье". После этого Шафранский был занят в фармацевтическом бизнесе. Он занимал различные должности в представительствах зарубежных компаний.

Не дожидаясь полноправного руководителя ведомства, исполняющий обязанности министра решил сыграть на опережение и повторить попытку своих предшественников что-то изменить в системе здравоохранения страны. Под его руководством Минздрав Украины подготовил концепцию новой национальной модели здравоохранения. По словам Шафранского, до сих пор не было такого документа, который бы учитывал не только общие стратегические направления, но и определял конкретные шаги по их реализации. Ключевым моментом концепции является изменение модели финансирования: от финансирования койко-мест к оплате оказанной медицинской услуги.

"Только после изменения системы финансирования изменится уровень и качество медицинских услуг, доступность лекарств. Мы намерены отойти от финансирования койки и перейти к финансированию медицинской услуги", — подчеркнул Шафранский, а также уточнил, что в настоящее время расчет стоимости медицинской услуги еще не завершен, но работа над этим ведется.

Кроме того, предложенная концепция предусматривает, в частности, развитие страховой модели здравоохранения, а также формирование госпитальных округов. По словам чиновника, такие преобразования позволят улучшить уровень оказания медицинских услуг и получать их там, где они будут иметь более высокий уровень.

Предлагаемая концепция предусматривает введение референтного ценообразования для закупок лекарственных средств за бюджетные деньги как относительно оригинальных препаратов, так и в отношении генериков. По словам Шафранского, успешная реализация предложенной концепции возможна при условии принятия закона о медицинском страховании. Предлагаемая концепция не предусматривает сокращения количества медиков, а модель госпитальных округов может заработать уже с нового года.

27 июля Шафранского уволили, и все его слова стали пустым сотрясанием воздуха.

Читайте также — Yle: дети Донбасса и ужасы войны в Украине

…Я не знаю, мог ли кто-либо из министров что-то изменить в системе национального здравоохранения. Вряд ли это по силам очередному заезжему волонтеру. Но что-то нужно коренным образом менять, а не только переставлять лиц сидящих в стульях министерства. Ведь до тех пор, пока дипломированный врач не в состоянии поставить элементарный диагноз, что совсем недавно было по силам сельскому аптекарю, говорить о каких-либо реформах в медицине – пустое дело.

Самое читаемое
    Темы дня