наверх
25.04.202410:44
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Миссия МВФ в Украине невыполнима

Кризис в экономике Украины (358)

(обновлено: )12554495
Не секрет, что сейчас в Украине складывается весьма сложная, а местами тупиковая ситуация. При этом проблемы в некоторых сферах политики и экономики приобрели катастрофические оттенки.

Андрей Ваджра, аналитик, публицист, главный редактор информационно-аналитического сайта "Альтернатива"

Особо на этом фоне выделяются почти неразрешимые финансовые вопросы, очень похожие на банкротство, как государства, так и негосударственного сектора украинской экономики.

Украина настороженно ждала 30 января. В этот день в Киеве заканчивает работу очередная миссия Международного валютного фонда. Многие думали, что она должна была принять решение о предоставлении Украине очередного транша, в рамках действующей двухлетней программы МВФ stand-by объемом 17 млрд. долл, подписанной правительством Яценюка в апреле 2014 года.

Как известно, всего в 2014 году Украина получила от Фонда два кредитных транша объемом 4,6 млрд. долл. С учётом той ситуации, в которой оказался Киев, очередной транш МВФ для Украины является не просто помощью, а спасением от стремительно надвигающейся финансовой катастрофы.

Однако ждать окончание работы миссии Фонда не пришлось. Уже в середине января стало понятно, что подписанная в апреле 2014 года правительством Яценюка двухлетняя программы МВФ stand-by этим правительством благополучно провалена.

Украина не смогла выполнить необходимые условия предоставления финансовой помощи. В связи с этим, программа была закрыта. А это означает, что оставшиеся в рамках программы 12,4 млрд. долл Киев не получит. Для Украины данное событие может означать финансовую катастрофу в виде дефолта.

Очевидно в связи с этим, в середине января правительство Яценюка сделало "ход конём" и обратилось к Совету директоров МВФ с просьбой утвердить новую программу сотрудничества с использованием механизма расширенного финансирования Extended Fund Facility, предполагающего выделение значительного объема средств на период до 4 лет.

Решение о предоставлении нового кредита будет принимать Совет директоров МВФ на основе результатов работы миссии Фонда, которая находится в Киеве с 8 по 30 января.

27 января, глава Министерства финансов Украины Наталья Яресько в интервью телевизионному каналу "France 24" заявила, что "в настоящий момент мы рассчитываем всё же на то, чтобы можно было согласовать новую программу по сотрудничеству с Международным валютным фондом при учёте всех механизмов расширенного финансирование EFF. Сделать мы это хотим в ближайшие несколько дней. Сделать это нужно будет для того, чтобы можно было утвердить программу, а также начать проводить финансирование уже к концу февраля текущего года".

Иначе говоря, провалив в течение восьми месяцев двухлетнюю программу финансовой помощи МВФ, правительство Яценюка сейчас упрашивает Фонд предоставить ему другую, на этот раз четырёхлетнюю программу кредитования страны. Какие аргументы при этом использует Киев, дабы убедить мвфовских чиновников в целесообразности данного шага, представить трудно, так как подобных аргументов (во всяком случае – финансово-экономических) уже давно не существует.

Украина неспособна выполнять условия предоставления кредитов. Так называемые украинские реформы – блеф, экономическое возрождение – миф, борьба с коррупцией – ложь.

Можно предположить, что основные усилия Яценюка направлены на то, чтобы убедить Вашингтон в политической целесообразности финансовой поддержки его режима, активно противостоящего России. Только этот аргумент ещё способен сработать, и оказать влияние на принятие решения МВФ.

Однако, судя по всему, ситуация вокруг принятия Фондом решения по Украине сложилась крайне сложная и неоднозначная. Об этом непосредственно свидетельствует заявление директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард в интервью Le Monde, сделанное ею в один день с приведённым выше оптимистичным заявлением Яресько.

В частности Лагард довольно двусмысленно сообщила о том, что Международный валютный фонд окажет финансовую помощь Украине только при условии стабилизации обстановки в стране.

По её словам, когда в апреле 2014 года МВФ разрабатывал предыдущую кредитную программу для Украины, эксперты Фонда исходили из того, что война на Донбассе завершится не позднее осени. Однако нынешнее обострение военной ситуации в стране, и недавнее признание Верховной Радой России "страной-агрессором" можно расценить как прелюдию к официальному объявлению Украиной войны России.

Поэтому, как сообщила Лагард, "теперь мы работаем над другими вариантами, в частности, с продлением на четыре года того срока, который отводится Украине на проведение реформ". 

Объем финансирования, на который мог бы рассчитывать Киев в течение этого периода, также, "вероятно, будет несколько выше, чем предполагалось". Но при этом директор МВФ, подчеркнула, что все шаги МВФ предполагают стабилизацию ситуации в Украине, а предоставление кредита будет зависеть от военно-политических факторов.

"Ни один партнер МВФ не может участвовать в программе поддержки, если под вопросительным знаком оказывается 20% ВВП Украины. Связь между экономической и военной ситуацией совершенно очевидна", – заявила Лагард.

Сказанное главой МВФ позволяет предположить, что МВФ готов дать Украине больше времени и денег на реформы, но только после того, как на Донбассе закончится война. Похоже, что мир для Украины сейчас равнозначен финансовому выживанию.

Таким образом, Киев находится перед выбором: либо продолжить войну на Донбассе и оказаться в состоянии дефолта, либо заключить мир и получить кредит.
Однако ситуация осложняется тем, что на данный момент в Украине мало влиятельных политических сил, которые выступают за прекращение войны.

В Верховной Раде сейчас сидят депутаты, которые были избраны в парламент под лозунгами беспощадного уничтожения "Даунбасса" и "Лугандона". Их политические карьеры созданы благодаря кровопролитию и зависят от длительности этого кровопролития. В Верховной Раде сконцентрированы националистические силы, которые в принципе не могут изменить свою позицию относительно провозглашённой "войны до победного конца".

А "победный конец" для Украины в этом вооружённом конфликте уже невозможен. Нынешний ход боевых действий на Донбассе свидетельствует о том, что задавить силой ДНР и ЛНР Киев уже неспособен.

Как это не парадоксально звучит, но не выгодно прекращение войны и премьер-министру Яценюку. Во-первых, война позволяет ему оправдать провальную работу его Кабинета министров вооружённым конфликтом, а во-вторых, продолжение войны предельно ослабляет позиции и влияние его главного политического конкурента – президента Порошенко.
Не в меньшей степени в войне заинтересованы и влиятельные олигархи вроде Коломойского.

Продолжение военного конфликта на Донбассе последовательно ослабляет центральную власть и усиливает в регионах олигархические кланы, а также повышает их влияние на центральную власть.

В затягивании войны заинтересованы и США, для которых вооружённый конфликт на Донбассе это непосредственный повод дальнейшего развёртывания западных санкций в отношении России.

Война Украины с ДНР-ЛНР даёт американцам шанс политически и экономически изолировать РФ, предельно её ослабить, а при благоприятном стечении обстоятельств, свергнуть президента Путина.

Единственный кому выгоден мир, это – Пётр Порошенко. Но он на данный момент представляет собой крайне слабую политическую фигуру, постепенно оказывающуюся в изоляции. Причём не исключено, что в случае негативного для Украины развития военной кампании на Донбассе, его могут свергнуть олигархические кланы руками вооружённых националистических формирований.

В связи с этим, ближайшее время Порошенко может стать "козлом отпущения", отвечающим за военные неудачи, со всеми вытекающими для него из этого трагическими последствиями.

Поэтому, учитывая вышеизложенное, вероятнее всего новый кредит МВФ предоставит Украине лишь только в том случае, если Соединённые Штаты придут к выводу, что их национальным интересам соответствует продление срока существования в Украине нынешнего политического режима. Если же Вашингтон возьмёт курс на углубление на украинской территории хаоса (что тоже может отвечать американским интересам), новый кредит Киев не получит.

В этом случае Украина будет вынуждена объявить дефолт либо в апреле, когда ей надо будет выплатить порядка 1,5 млрд. долларов, либо осенью, когда надо будет выплатить основную часть долгов.

Общая сумма выплат 2015 года составляет 11 млрд. долларов. Её Украина самостоятельно предоставить не сможет, даже если решит использовать весь свой золотовалютный резерв, который на данный момент не превышает  7,5 млрд. долларов. А ведь кроме выплат по долгам, государству необходимо платить за покупаемый им газ, уголь, электроэнергию и пр.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

Самое читаемое
    Темы дня