наверх
29.03.202415:23
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Дефолт Украины. Возможный сценарий развития событий

МВФ и пересмотр бюджета Украины 2015. (147)

(обновлено: )6881142
Дефолт по государственным обязательствам Украины невозможно рассматривать как вопрос, лежащий исключительно в экономической плоскости, считает эксперт "Фонда общественной безопасности" Юрий Гаврилечко.

Юрий Гаврилечко, эксперт "Фонда общественной безопасности"

Начиная с 2009 года, сразу же после новогодних праздников в украинских СМИ поднимается тема возможного дефолта по внешним государственным обязательствам. Прогнозы относительно будущего при дефолте повторяют под разным соусом вариации последствий Аргентины-2001 или более мягкий вариант Мексики-1995.

Масла в огонь подливают иностранцы. К примеру, в середине января 2015 международное рейтинговое агентство Moody's заявило о возможном дефолте по евробондам Украины. При этом специалисты агентства справедливо заметили, что "имплементация обещанных реформ отсутствует, программа сотрудничества с МВФ проходит с нарушением условий и требований. Как следствие, отсутствие структурных реформ препятствует реализации экономического потенциала Украины, несмотря на выгодное географическое положение страны, высокий уровень образования населения, низкий уровень заработной платы, а также наличия значительных природных ресурсов".

Однако, при вроде как и правильном диагнозе для отечественной экономики, в заявлениях зарубежных экспертов присутствует и некоторое лукавство. Они будто бы стесняются упоминать о том, что в состоянии дефолта по основным обязательствам Украина де-факто пребывает уже как минимум год. Погашение старых долгов идет исключительно за счет полученных новых займов, и в 2015 году ситуация повторится. Если, конечно, укра6инскому Кабмину выдадут очередной кредит.

Без кредитования отдать 11 млрд долларов США внешнего долга в этом году для Украины нереально. Для сравнения, напомню, что к моменту дефолта Аргентина вынуждена была тратить на обслуживание внешнего долга больше 10% от своего ВВП. Кабмин заложил в Бюджет-2015 курс доллара США в 17 грн за единицу, а номинальный ВВП – 1 720,8 млрд грн.

То есть Украина должна отдать в этом году 11*17=187 млрд грн или 10,86% от ВВП! Так что в этом показателе мы уже перегнали преддефолтную Аргентину.

Золотовалютные резервы покрывают около 70% суммы выплат, на 1 января 2015 года, по предварительным данным НБУ, они составили 7,533 млрд долларов США.
Таким образом, своих денег у нас однозначно нет.

Что обязательно произойдет при дефолте по гособязательствам:

— просрочка по выплатам депозитов и/или замораживание денег на счетах в банках;

— паника, раздуваемая в первую очередь банками и другими финучреждениями, имеющими свободную гривну для спекуляций на валютном рынке (все равно, белом или черном);

— резкая девальвация гривны, вплоть до трех-четырехкратной;

— сильная, двух-, а то и трехзначная, инфляция;

— падение ВВП до двузначных значений (свыше 10%);

— увеличение ставок по кредитам для украинского бизнеса в иностранных банках (дают, дают кредиты и при дефолте государства, но не все и не каждому);

— резкое обесценивание украинских ценных бумаг, которые по "мусорной" цене могут скупать спекулянты (и не только они), ради получения бонусов в виде отложенной выгоды на последефолтный период;

— снижение уровня жизни населения;

— рост безработицы;

— рост преступности.

Читайте также: Краткая история дефолтов. Что больше подходит Украине

Что может произойти, а может и не произойти:

— смена правительства;

— уличные беспорядки, погромы магазинов, офисов, банков;

— гражданская война.

Дефолт по государственным обязательствам Украины невозможно рассматривать как вопрос, лежащий исключительно в экономической плоскости. Если рассуждать с точки зрения "денег на сейчас", то он не выгоден кредиторам страны и потому – сложно представим. Если же оглянуться на возможную политическую составляющую, то выгодоприобретателей от дефолта найти не так сложно. Например, уже несколько лет подряд американская инвестиционная группа Franklin Templeton (крупнейший владелец гособлигаций Украины, консолидировала до 40% от их общего объема), продолжает скупать украинские ценные бумаги. Такой держатель украинского долга сам по себе может спровоцировать резкий обвал на рынке ценных бумаг Украины и еще и заработать на этом, а в случае дефолта – скупить значительную часть, ставших "мусорными" украинских обязательств.

Получив контроль на более чем 50% гособлигаций, их держатель становится едва ли не сильнейшей по влиянию на любое правительство и президента внешней фигурой, отличной от президента США или главы Европарламента… К тому же, объявив дефолт, Украина явно не сможет отдать 3 млрд долларов долга России и в покупках газа угля будет на 100% зависеть от финансовых вливаний Запада. Ну чем не дополнение к санкциям?

Отмечу, что дефолт, это не только проблемы, но и замечательная возможность начать переговоры по списанию внешних долгов и добиться успеха в этом. Но такой сценарий надо готовить заранее, чего правительство не делало уже год, несмотря на предложения экспертов, и делать это, очевидно, не собирается.

В любом случае, будет ли превалировать экономический или политический фактор в решении вопроса об украинском дефолте, от нашего государства уже ничего не зависит.

Внешние политические факторы и экономические агенты определяют быть или не быть дефолту. Начиная, как минимум, с 2008 года на реализацию такого сценария работали все правительства Украины и, наконец-то, добились результата.

Самое читаемое
    Темы дня