наверх
25.04.202416:56
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Невыполненные Украиной требования Запада: полный список и последствия

(обновлено: )3147333
Нынешние власти невыполнением целого ряда обязательств перед Западом практически исчерпали предоставленный им кредит доверия. А нет доверия — нет денег.

Денис Гаевский, экономист, политический аналитик

Когда говорят о том, что с 2014 года субъектность Украины предельно ограничена – это абсолютно верно. Однако определенное пространство суверенных решений у действующей украинской власти все-таки имеется. Этот факт вызывает явное недовольство западных кругов, с которыми, как показали события последних нескольких недель, отечественные "верхи" вступили в жесткую конфронтацию. 

Список требований западных институций, которнаые не выполнены власть придержащими, довольно обширен. Для тех, кто упустил их из виду, напомним.

Во-первых, не снят мораторий на экспорт леса-кругляка, что стало главной причиной отказа Евросоюза выделять Украине транш макрофинансовой помощи в размере 600 млн евро. Действительно, снятие законодательных ограничений привело бы к усугублению экологических проблем, но дело в том, что древесина из Украина все равно попадает в страны ЕС контрабандными путями.

Во-вторых, не запущен антикоррупционный суд. 7 декабря Петр Порошенко заявил, что самостоятельно внесет законопроект о Высшем антикоррупционном суде, если до начала следующей недели его не внесут народные депутаты. Впрочем, сроки начала работы антикоррупционного суда неизвестны, равно как и его эффективность: с момента голосования в первом чтении до запуска суда может пройти не один год – на каждом этапе многое можно "порешать", а под конец завести в судейский корпус "нужных" людей.

В-третьих, не принята земельная реформа, предусматривающая переход к модели свободной купли-продажи земли сельскохозяйственного назначения. 7 декабря нардепы еще на год продлили мораторий, пролоббировав тем самым интересы крупных агрохолдингов и, вместе с тем, не предприняв никаких шагов в части поднятия арендной платы за пользование землей (по данным Госгеокадастра, средняя годовая арендная плата за гектар земли в 2016 году составила мизерные 2,4 тыс грн).

В-четвертых, не состоялись изменения состава ЦИК. Охендовский в кресле главы комиссии выглядит просто-таки непотопляемым, и покамест нынешние власти не определятся с тактикой под будущие выборы, пока не будет расписана технологическая карта избирательного процесса, изменения состава ЦИК ждать не приходится. Нынешний же состав ЦИК, легитимизировавший выборы 2014 года, по итогам которых была сформирована нынешняя система власти, проявляет выдающуюся сервильность к "верхам", а потому полностью устраивает последних.

Читайте также: Земля или воля! Состоится ли земельная реформа в Украине?

В-пятых, пробуксовывают приватизационные процессы. Законопроект №7066 "О приватизации государственного имущества", на принятии которого настаивает ЕС, 9 ноября проголован лишь в первом чтении. В принципе, действующая власть не против распродать остатки госсобственности, но преимущественно "своим" – примерно как это произошло летом, когда госпакеты акций облэнерго перешли под котроль структур Рината Ахметова (прозрачность этого процесса вызвала определенные нарекания западных структур). Кстати, 23 ноября ГПУ передала в НАБУ уведомление о подозрении и.о. главы Фонда госимущества Трубарову, что наверняка внесет свою лепту в затягивание приватизационных процессов.

В-шестых, не подняты тарифы на природный газ для населения и предприятий ТКЭ. На самом-то деле ситуация парадоксальная: правительство отказывается выполнять собственное (но согласованное с МВФ) весеннее постановление о повышение тарифов, на которое ссылается НАК "Нафтогаз Украины". Впрочем, тема тарифов уже набила громаднейшую оскомину – куда их дальше повышать-то, если задолженности в сфере энергетики и ЖКХ бьет антирекорды?!

Что ж, комплекс невыполненных обещаний уже приводит к тому, что кредитование Киева (по линии МВФ) и предоставление ему траншей безвозмездной макрофинансовой помощи (по линии ЕС) свернуто. Наверняка на деньги от МВФ и ЕС в Киеве больше не рассчитывают, потому заявление главы Минфина Данилюка в день проведения саммита "Восточного партнерства" о том, что Украина в 2018 году планирует разместить еврооблигации на сумму в $2 млрд, удивления не вызвали. Напомним, что в сентябре Минфин на открытом рынке уже размещал "бонды" на сумму $3 млрд, чей срок погашения составляет 15 лет, а процентная ставка 7,375% (что сравнимо с государствами откровенно "третьего мира"). Тем самым киевские власти выкрутились из непростой финансовой ситуации, заполучив и деньги, и возможность не выполнять опасные для правящей верхушки и антисоциальные для широких народных масс требования Запада, пускай даже по внешним долгам придется расплачиваться рядовым украинцам (несложно подсчитать, что плата за обслуживание еврооблигаций на $3 млрд на момент погашения превысит тело долга).

Читайте также: Как Вакарчук попал в президентские рейтинги? Мнение политтехнолога

Куда важнее, что нынешние власти невыполнением целого ряда обязательств практически исчерпали предоставленный Западом кредит доверия. А это значит, что в Брюсселе и Вашингтоне едва ли будут делать ставку на видных представителей киевской власти накануне предстоящих президентских и парламентских выборов. На этом фоне крайне примечателен факт включения имени Святослава Вакарчука в список потенциальных кандидатов в президенты – эта технология называется "формирующий опрос". Насколько можно понять, Западу нужен куда более управляемый человек во главе Украины, не обладающий бизнес-активами и не связанный с олигархическими группами. По всей видимости, Запад сделает выводы из происходящего и несколько скорректирует свою позицию по Украине.

Самое читаемое
    Темы дня