Иннокентий Адясов, политэксперт – для РИА Новости Украина
Опыт Косово и Южного Судана
Вырисовываются две вероятные конфигурации. Выбор может быть сделан между "полицейской миссией" с подключением ЕС (ближайший аналог — миссия ООН по делам временной администрации в Косово, UNMIK) и миссией "по разъединению и поддержанию мира" (аналог — миссия ООН в Южном Судане, UNMISS).
Вопросами финансирования миротворцев занимается так называемый Пятый комитет ООН по административным и бюджетным вопросам. После определения бюджета миротворческой операции вопрос будет передан для проработки с военной точки зрения в Военно-штабной комитет Совбеза ООН. В настоящее время костяк миротворческих сил ООН составляют воинские контингенты из стран Южной Азии: Индии, Пакистана, Бангладеш (их использовать выгоднее всего), но штабной комитет может рассмотреть заявки и других стран.
Украина категорически настаивает на исключении из состава миротворческих сил возможных российских союзников.
В свою очередь официальный Минск, который стремится закрепить свой статус "европейского миротворца", сделал предложение о возможном участии белорусских военнослужащих в качестве миротворцев на Донбассе.
В пользу участия воинских контингентов из Беларуси и, возможно, Казахстана в гипотетической миротворческой операции на Донбассе можно привести множество аргументов: высокая степень доверия обеих сторон конфликта, отсутствие языкового барьера с населением (что крайне важно в горячих точках), идентичная военная техника. Астана никаких заявлений не делала, но явно к этому готова (в составе ВС республики есть отдельные миротворческие контингенты с соответствующим опытом).
Между тем, как показывает мировой опыт, для установления устойчивого режима прекращения огня в зоне конфликта необходимо разделение противоборствующих сторон, а не только отвод тяжелых вооружений. В нейтральной зоне необходимо размещение постоянного контингента миротворцев. Как правило, это подразделения ООН, хотя в Африке были прецеденты миротворческих миссий континентальных союзов.
В ходе проведения миротворческой операции формат миссии может меняться – по решению СБ ООН.
Скажем, возможной миротворческой миссии на Донбассе могут быть переданы полицейские функции (например, создание международных полицейских сил в нейтральной зоне, по примеру операции в Косово эти силы могут быть созданы из профессиональных полицейских разных стран мира) и функции подготовки к местным выборам и обеспечения контроля за ними.
Эволюция позиции РФ
Достаточно долго Москва не поддерживала идею ввода миротворческой миссии на Донбасс, поскольку такая возможность никак не прописана в Минских соглашениях.
Россия предлагала расширить права Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине (СММ) и вооружить ее наблюдателей.
Но осенью в позиции России произошли изменения: пятого сентября президент Путин заявил, что Москва поддерживает ввод в Донбасс международной миротворческой миссии для обеспечения безопасности СММ ОБСЕ.
Смотрите также: В Украине Волкера назвали "черным демоном минского процесса" — эксперт
В СБ ООН сразу был внесен российский проект резолюции о миротворцах на Донбассе. В предложении говорится о размещении миссии на линии разграничения между ополченцами непризнанных республик и Вооруженными силами Украины.
В конце ноября глава МИД России Сергей Лавров детально разъяснил текущую позицию Москвы по миротворческой операции ООН на Донбассе: "Суть предложения — силы ООН должны обеспечивать исключительно безопасность наблюдателей СММ ОБСЕ, которые будут размещены в зоне разведения по обе стороны линии соприкосновения, а также при патрулировании других районов конфликта в соответствии со своим мандатом по выполнению Минских договоренностей. Контингент ООН будет введен в зону конфликта после разведения сил и средств сторон. Размещение ооновцев должно быть согласовано с властями как в Киеве, так и в Донецке и Луганске".
МИД России подчеркивает, что "основой урегулирования продолжают оставаться Минские соглашения, сохраняются все существующие переговорные площадки — Минская контактная группа и нормандский формат".
"Нормандская четверка" и формат Суркова – Волкера
На нынешнем этапе урегулирования на востоке Украины Вашингтон непосредственно участвует в нем через так называемый формат Волкера – Суркова.
Весьма примечательно, что США не хотят присоединяться к "нормандской четверке", а предпочитают обсуждать детали урегулирования на Донбассе напрямую с Россией.
По сообщению американских СМИ, Волкер предложил спецпредставителю президента РФ Суркову обсудить возможность введения в зону конфликта 20-тысячного контингента миротворцев.
Однако это предложение не вызвало энтузиазма у Москвы, так как, видимо, речь шла о размещении этого контингента на границе РФ с "народными республиками".
МИД России сейчас явно пытается подключить к поиску решения по миротворческой миссии ООН на Донбассе партнеров по "нормандской четверке".
Этим же занимается МИД Украины – накануне Павел Климкин заявил, что Киеву удалось согласовать свой проект резолюции СБ ООН по миротворческой операции в Донбассе не только с США, но и с Германией и Францией – партнерами РФ по нормандскому формату.
Седьмого декабря в Вене министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, по итогам встречи с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном, заявил журналистам, что Россию беспокоят попытки поставить "с ног на голову" инициативу Москвы по миротворцам ООН в Донбассе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.