наверх
20.04.202408:05
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Сколько гражданам Украины стоит содержать олигархов

Бюджет-2018: в закромах гуляет ветер (210)

(обновлено: )1188182
Давайте включим логическое мышление и порассуждаем о том, как изменить украинскую экономику в свете отказа государства от исполнения конституционных норм, да и не только их.

Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности

Приятие, пусть и в первом чтении, проекта государственного бюджета на 2018 год и очередного "закона о приватизации" в очередной раз наводнила СМИ разного рода "борцами с популизмом". Которые захлебываясь от переполняющей их страсти к деньгам, получаемым за пропаганду, начали поддерживать правительственные инициативы, называя всех противников разворовывая наших налогов  — популистами. Одновременно, те же самые пропагандисты продолжили развешивание лапши на уши гражданам Украины о "реформах, которые изменят их жизнь".

Как ни удивительно, но они — правы. Реформы действительно меняют нашу жизнь. Государство все чаще уклоняется от исполнения своих функций и предоставления гражданам публичных услуг, четко обозначенных в Конституции. Преподносится это все как некий "переход к рыночной экономике" и "либерализму".  Всех же противников данного "перехода", обычно именуют популистами и рассказывают о том, что "на всяких дармоедов нет денег и надо самим зарабатывать, а не на государство надеяться".

И… под бодрые лозунги о "капитализме", отечественные "реформаторы" уверенно и постоянно работают на увеличением объема "социализма". Только не для всех граждан Украины, а для избранной его части — олигархов. Так называемая "реформа ЖКХ" обогатила предприятия-монополисты на сотни миллиардов гривен и продолжает обогащать как напрямую (рост тарифов), так и опосредовано (за счет бюджетных ассигнований на субсидии). "Реформа медицины" лишает украинцев возможности получить медицинскую помощь и грабит местные бюджеты. Точно также себя ведет и "реформа образования". "Судебная реформа" уничтожает возможность отстаивать свои права всех, у кого нет денег судиться. То есть правосудие становится недоступным. Причем не только для бедных, а для всех. Ну не называть же покупку решений судов — правосудием? Не нравится слово "покупка"?— а как иначе обозначить ситуацию, когда на выигрыш в суде может рассчитывать только та сторона, у которой больше денег? И… все на абсолютно законной основе…

Правда, пока "либералы" ведут борьбу с "популизмом", экономика страны уничтожается, благодаря их усилиям. Так как олигархия никогда ничего не развивает, а лишь паразитирует на ресурсах страны. И именно либеральные механизмы могут исправить ситуацию в лучшую сторону. Но использования этих, либеральных механизмов, больше всего опасаются именно те, кто громче всего кричит о "популизме".

Предлагаю включить логическое мышление и немного порассуждать о том, как именно нужно изменить украинскую экономику в свете отказа государства от исполнения конституционных норм о социальных гарантиях да и не только их.

Для начала, напомню, что любое государство должно обеспечить бюджетное финансирование всего лишь 10 главных функций:

— общегосударственных (управления)

— внешней безопасности (обороны)

— внутренней безопасности (охраны общественного порядка и судопроизводства)

— охраны окружающей среды

— развития экономики

— функционирования ЖКХ

— здравоохранения

— духовного и физического развития граждан

— образования

— социальной защиты и социального обеспечения.

Как видно из списка, только три первых пункта из десяти украинское государство стабильно финансирует и увеличивает расходы на эти функции за счет сокращения средств на все остальные.

Пресловутые "144 реформы" лишь усугубляют ситуацию, снижая и без того недостаточные объемы поддержки со стороны государства что медицины, что образования, что ЖКХ. О развитии экономики и духовном и физическом развитии граждан говорить вообще не приходится. Эти функции можно, разве что, почтить минутой молчания и помянуть "чаркой горилки". Так средств, выделяемых на них из бюджета не хватит и гальванизацию трупов этих функций.

Следовательно, если государство упорно сокращает расходы на 70% госфункций и собирается выделять средства только на 30% из них, то логично и строить такую фискальную систему, которая обеспечит поступления в бюджет исключительно на их существование.

Что же можно сделать и как именно поменять существующее положение вещей? Возможных путей несколько, но все основаны на одном и том же принципе: снижения налоговой нагрузки при упрощении системы администрирования налогов. Параллельно с этим можно и нужно проводить ликвидацию госаппрата, который остается без всякой функциональной нагрузки и создавать (или воссоздавать, где ее уже уничтожили) систему разработки норм и правил плюс систему контроля за их исполнением.

Например, одним из возможных путей будет следующий:

— ликвидация общей системы налогообложения и перевод всего бизнеса на упрощенную систему ну или на 10% налога с дохода, допустим, или с продаж, так еще проще и администрировать удобнее;

— ликвидация государственной фискальной службы как такой (за ненадобностью);

— вменение в обязанности банкам быть налоговыми агентами предприятий (тогда и всеобщее обеспечение кассовыми аппаратами начнет обретать смысл);

— сокращение таможенной службы (НДСа — нет, акцизов — нет, так что пусть с пограничниками наркотики и взрывчатку ищут и все);

— национализация предприятий, обеспечивающих содержание и функционирование критически важной инфраструктуры (кто не в курсе, доля госсобственности в ВВП Украины — менее 15%, тогда как для стран OECD — они же "страны золотого миллиарда" — около 28%);

— разрешение предприятиям использовать свои счета также просто, как сейчас с ними работают частные лица — уплатил налоги, а дальше делай со своими деньгами что угодно: хочешь обналичивай и пропивай, хочешь — трать на благотворительность, хочешь — вкладывай в развитие бизнеса. Что делать со своими деньгами бизнес разберется сам. Задача государства — защитить наемного работника и обеспечить гарантии выплат зарплат на уровне не ниже реального прожиточного минимуму, куда входят все виды возможных расходов: от оплаты услуг ЖКХ и медицинской/пенсионной страховки и до самообразования и повышения квалификации. Кстати, такое разрешение ликвидирует в течение суток все "конвертационые центры" и высвободит туеву хучу ресурсов наших "правохренительных органов", которые тут же можно будет сократить за ненадобностью. Что, опять-таки, даст экономию бюджетных средств, а значит снизит потребность в налоговых поступлениях;

Читайте также: Бюджет-2018: диктатура чиновников и силовиков, убийство социалки

— контролирующие и проверяющие структуры должны нести уголовную ответственность за липовые справки о соответствии проверенных объектов стандартам. Проще говоря, если сгорел склад ГСМ из-за нарушения правил противопожарной безопасности, то его владелец — заплатит штраф и оплатит услуги по ликвидации последствий, а вот инспектор — сядет пожизненно с конфискацией имущества и без права на амнистию. Можно и иначе, упразднить контроль и сажать владельцев. Оба принципа имеют свои плюсы и минусы, но госстандарты должны быть в любом варианте.

Это один из путей. Он ничем не поможет социально незащищенным гражданам, но даст возможность развивать экономику и улучшать жизнь тех, кто способен и может работать. И за счет такого улучшения у государства появятся избыточные ресурсы, которые можно будет потратить как не внешнюю экономическую экспансию так и на социальные нужды. Но это дело не одного года, и даже не двух и не трех. Изменения в законах можно организовать быстро, а вот накопление ресурсов — нет. Потому как ресурсы это не только деньги, это, в первую очередь — люди и отношения. И они изменяются достаточно долго.

Самое читаемое
    Темы дня