наверх
25.04.202416:57
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Раздвоение Рождества: риски и угрозы

(обновлено: )1133241
Законодательное оформление равнозначного по статусу празднования в Украине православного и католического Рождества создаёт дополнительные условия для закрепления ситуации двойственной национальной идентичности.

Павел Рудяков, эксперт

Праздники и ритуалы составляют важнейшую часть коллективного сознания. Индивидуального, конечно, тоже, но, в первую очередь и главным образом, именно коллективного. Это – сфера чрезвычайно деликатная, крайне чувствительная к любым нововведениям, даже самым, казалось бы, небольшим, невинным, малозначительным. Происходящие в ней изменения неизбежно срабатывают. Одни – сразу, другие – чуть погодя, третьи – спустя много лет, но срабатывают. Когда Верховая Рада законодательно ломает статус-кво и вводит в обиход празднование католического Рождества, объявляя 25 декабря нерабочим днём для всех украинцев, это только внешне выглядит безобидно, демократично, правильно. В действительности же речь идёт об очень серьёзной ломке фундаментальных устоев бытия нации: о прямом покушении на национальную идентичность украинцев, на разрушение той внутренней украинской общности, которая складывалась на протяжении многих веков.

Читайте также: На радость католикам. Как два Рождества раскололи украинцев

Вопрос: ведают ли, или не ведают, что творят, точнее, уже натворили, — повисает в воздухе. Однозначного ответа на него, думаю, сегодня не даст никто. Одни депутаты ведают и потирают руки. Другие – делают вид, что ведают, хотя на самом деле выступают марионетками в чужой грязной игре. Третьи – не ведают и не желают выходить из состояния неведения, боясь последствий для себя и для своих интересов. Одни молча радуются, пересчитывая гонорары. Другие, радуясь, заполняют информационное поле комментариями, призванными представить содеянное в благоприятном и даже привлекательным виде, объявив его актом торжества демократии. И тоже пересчитывают. Третьи… Третьи опять не желают.  

Называя вещи своими именами, придется признать, что Раздвоение Рождества создаёт дополнительную угрозу для украинской национальной идентичности. Это угроза далеко не первая, но, пожалуй, беспрецедентно важная и знаковая. Раздвоение личности – это всегда большая беда. Раздвоение национальной идентичности – это бедствие. Не стихийное, а рукотворное бедствие, формирующее ситуацию с тяжело прогнозируемыми последствиями.

Кому-то в экспертном сообществе показалось, что закон о придании католическому Рождеству в Украине статуса государственного праздника и нерабочего дня положил "начало пути в Европу". В таком взгляде, надо признать, присутствуют и своя логика, и определённое рациональное зерно. Для полноты картины, однако, он требует одного существенного уточнения. Исходя из опыта нашей жизни в последние десять-пятнадцать лет, в наших условиях открытие пути в Европу для меньшинства населения страны означает редукцию возможностей для реализации своих прав и свобод для большинства. Если даже не полное закрытие "окна", позволяющего надеяться на такую реализацию. Пусть не сегодня, так завтра. Угрозу такого развития событий, увы, не следует сбрасывать со счетов. О демократизации и о защите прав меньшинств в данном случае не может быть и речи. Тут совсем другое. Тут под видом заботы о правах меньшинства и о "европеизации" исключается из игры все то, что связано с правами большинства. Делается это едва ли не демонстративно: явно, откровенно, можно сказать, с особым цинизмом. Права и свободы большинства граждан нарушаются и попираются. После скандального решения Рады появляются основания говорить о том, что в сфере религии, межконфессиональных отношений государством взят курс на подавление большинства в интересах меньшинства.

Мечта о жизни, "как в Европе", и о европейской интеграции Украины как о кратчайшем пути и о самом подходящем инструменте для достижения этого идеала оказалась для многих граждан еще более опасной и разрушительной, чем это могло показаться на первый взгляд. Она ударила не только по карману украинцев, заметно ухудшив их материальное положение, но и по их душе, превратив в нечто отрицательное и запрещенное, а то и поставив под прямой запрет многое из того, что для них было не просто привычным, а святым. Можно ли на этом основании предполагать, что Европа готова видеть Украину в своих рядах только при условии отказа украинцев от их идентичности? Еще совсем недавно такая постановка вопроса показалась бы не только глупой, но кощунственной. После нововведения от ВР так уже не кажется.

Сегодня, чтобы слыть европейцем, украинец должен перестать ощущать себя трудящимся, потому что власть забрала у него работу и поставила под сомнение целесообразность празднования 1 Мая (выходной день 2-го уже отменен). Он не имеет права считать себя верным сыном славных дедов и отцов, наследником Великой Победы – 9 Мая в Украине тоже отменили. Украинцам следует забыть о русском языке и о русской культуре: системное отсечение граждан Украины от "Русского мира", к которому многие из них по традиции принадлежат, набрав невиданные обороты, превратилось в магистральное направление государственной политики. И, вот, новый акт политико-психологического вандализма, направленный на разрушение традиционной украинской идентичности, — размывание православной составляющей.

Раздвоение Рождества в такой стране, как Украина, неизбежно рискует превратиться в инструмент разделения, размежевания, обладающий потенциалом многократно усилить и осложнить и без того далёкую от идеала ситуацию с обеспечением внутреннего единства государства и общества, основанного на украинских национальных интересах. "Рождественский" фактор может оказать на движение к единству нации даже более сильное разрушительное влияние, чем АТО.

Читайте также: Обращение Порошенко

Православные украинцы есть по обе стороны линии размежевания в Донбассе, в обоих воюющих лагерях. Теперь получится, что 25 декабря будут праздновать свое Рождество некоторые из них, остальные же станут дожидаться 7 января. Количественное соотношение при этом будет примерно 1 к 10 в пользу вторых. Если не больше. Если же брать отдельно по каждому из лагерей, то в нашем раздвоение Рождества проведёт еще одну невидимую линию раздела между 10-ю и 90% личного состава, в лагере же ДНР-ЛНР, думаю, количество тех, кто считает своим праздником 25 декабря окажется на уровне статистической погрешности. Проблема "своих" и "чужих" приобретёт еще один дополнительный оттенок.    

Самое читаемое
    Темы дня