Анна Лаба, РИА Новости Украина
Россия неоднократно заявляла, что после 2019 года, когда истечет действующий транзитный контракт, поставки через Украину будут прекращены. Для того чтобы поставлять газ в обход Украины, РФ инициировала два газопроводных проекта: "Северный поток-2" мощностью в 110 млрд куб. м и "Турецкий поток" (его мощность пока не определена: либо одна ветка на 15,75 млрд куб. м, либо две общей мощностью 31,5 млрд куб. м).
Смотрите также: Землянский: украинская ГТС рискует отправиться на металлолом в 2019 году
Если оба проекта будут реализованы в полном объеме, украинская ГТС практически прекратит свое существование. При этом "Газпром" готов рассмотреть возможность сохранения транзита газа через Украину после 2019 года до 15 млрд куб. м.
"В 2019 году, в случае реализации альтернативных проектов, украинская ГТС будет просто не востребована. Транзит через Украину 15 млрд ауб. М газа — это абсолютно ниже себестоимости, и, по сути, аннулирует украинскую газотранспортную систему как бизнес по транзиту газа. Минимальные объемы транзита, которые позволяют содержать систему и работать не в убыток, составляют 60 млрд куб. м газа в год. Иначе украинская ГТС в том виде, в котором мы ее знаем и в котором она функционирует сегодня, будет просто не рентабельна, и с ней нужно будет что-то делать, чтобы сокращать издержки.
Абсолютно понятно, что в случае снижения объемов транзита, нам нужны будут деньги уже не на модернизацию ГТС, а на ее консервацию, в лучшем случае. А в худшем – у нас есть большой опыт порезки на металлолом индустриального потенциала страны в виде заводов, и я думаю, что в данном случае то же самое может произойти и с украинской газотранспортной системой – мы ее просто порежем и отправим на металл, потому что после 2019 года украинский маршрут станет балансирующим", – сказал директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский на пресс-конференции в РИА Новости Украина.
При этом, по словам эксперта, есть возможности сохранить необходимые для рентабельной работы ГТС объемы транзита.
"Нужно вынести за скобки вопрос политических взаимоотношений с Москвой, в первую очередь, и как минимум период острой конфронтации свести хотя бы к нейтралитету. Официальный Киев должен перестать жить в парадигме "свой-чужой" по одной простой причине, что ни одна сторона мира при любых конфликтах не входила в эти состояния.
Экономический интерес и понимание, что любой конфликт будет завершен, всегда превалировал – возьмите историю любых войн, которые происходили. Поэтому первый вопрос, который должен стоять на повестке дня, это урегулирование ситуации на Востоке и стабилизация взаимоотношений между Киевом и Москвой. Это не имеет никакого отношения ни к зраде, ни к перемоге, это чисто прагматические вещи, которые необходимо сделать Украине, чтобы стабилизировать ситуацию и внутриполитическую, и внутриполитическую", – считает эксперт.
Смотрите также: Галайда: Украину в Европе перестают рассматривать как транзитера газа
Вторым на повестке должен стать вопрос участия "Газпрома" в украинской газотранспортной системе, полагает Землянский.
"Магистральные газопроводы, которые построены по территории Украины были ориентированы на месторождения в Западной Сибири. Никаких других поставщиков по определению быть не может. Туркменистан не пойдет на поставки газа через Россию в направлении Европейского союза. Ему гораздо ближе пойти южным маршрутом через Каспий и урегулировать статус Каспия, чтобы двинуться.
Опять-таки, если у Туркменистана останется ресурс, поскольку на сегодняшний день Китай достаточно активно проводит и разработку газовых месторождений, а не только инфраструктурой, то есть все "излишние" объемы сейчас идут в направлении Китая. И после завершения четвертной нитки мощность газопровода должна составить 60 млрд куб. М – это годовые поставки из Туркменистана в Китай. Поэтому мы обречены на тех или иных условиях договариваться с российской стороной", — констатировал эксперт.
При этом Землянский отметил, что на сегодня это крайне непопулярные вещи, но если оценить возможность выхода из сложившейся ситуации с прагматичной точки зрения, в противном случае альтернатива весьма печальна.
"Мы можем сохранить частично украинскую ГТС, частично — подземные хранилища газа, интегрировавшись в европейский рынок. Но мы будем выполнять исключительно балансирующую функцию. Газ с Запада на Восток не для продажи в Украине, а с коммерческой точки зрения, для хранения в ПХГ, никто тащить не будет. То есть это может быть либо газ украинской добычи, который будет выкупаться, либо российский газ, который будет закачиваться в подземные хранилища, а потом выкупаться западноевропейскими компаниями.
Но даже в этом случае третьей стороной переговоров должна быть Россия. Не потому, что мне так хочется, а потому что это исторически так сложилось. Мы можем сколько угодно отнекиваться и говорить, что это все неправда, но по-другому это работать не будет объективно: решать вопрос правового статуса украинской газотранспортной системы, то есть возвращаться к истории 2002 года, если к ней захотят вернуться, если захотят вернуться к созданию международного транспортного консорциума.
Кстати, это предприятие никто не отменял и никто не ликвидировал, оно продолжает функционировать", — считает Землянский.
Эксперт напомнил, что еще 10 лет назад заявления о возможности приватизации украинской ГТС либо о создании международного консорциума вызывали истерику. Однако после заявления премьера Яценюка, прозвучавшего в 2014 году, о создании совместного предприятия, к этой идее относятся спокойно.
"Оказывается, украинская ГТС теперь не национальное достояние, а часть европейской газотранспортной системы. Так давайте ее реализовывать таким образом, чтобы выгоду получали все.
От того, что в 2019 году будет прокачиваться минимум по украинской территории никто не выиграет: ни Восточная Европа, ни Украина. У России свои политические интересы, но мы сегодня не говорим о политике, а о том. Как Украине сохранить то, что она имеет. А для этого нужно входить в переговорный процесс.
Переговорного процесса на сегодня нет. Есть что угодно — Минск, нормандский формат, но переговорного процесса, который касался бы конкретных экономических отношений, нет. Хотя м говорим о том, что мы не будем торговать, называя Россию агрессором, хотя при этом у нас спокойно проходит транзит, который составляет львиную долю прибыли НАК "Нафтогаз Украины", у нас работают известные предприятия в Российской Федерации, у нас Россия занимает первое место по экспорту украинских товаров и занимает первое место по инвестициям в Украину.
У меня это вызывает когнитивный диссонанс между официальной позицией и реальной экономикой", — подчеркнул Землянский.
По его словам, если реальная экономика живет отдельно от политической позиции руководства Украины, то необходимо расширять позицию реальной экономики и перекладывать ее, в том числе и на газотранспортную систему, для того чтобы сохранить минимум 60 млрд кубометров транзита газа по украинской территории.