наверх
18.04.202422:08
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Землянский о косвенном налоге для потребителя и абсурде субсидий

Шоковая терапия: тарифы, платежки, протесты. (478)

(обновлено: )153230
Эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский заявил, что вместо снижения тарифов и предоставления возможности людям самим их оплатить, происходит рост цен и выкачивание этих денег из бюджета.

РИА Новости Украина — Радиостанция "Голос Столицы"

Более чем в шесть раз выросла стоимость нестандартного присоединения к электросетям. Соответствующее постановление обнародовала Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг.

В последнее время на рынке энергетики цены только растут. Интересно, что ранее в Кабмине говорили о другом — что тарифы увеличиваться не будут.

Решение НКРЭ повысить стоимость нестандартного присоединения к электросетям в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.

Стоимость  нестандартного присоединения к электросетям поднимется. Это отразится на населении?

— Это касается бизнеса. Потому что порядок нестандартного подключения предполагает подключение мощностью выше 160 киловатт. Понятно, что даже частный дом не потребляет такой мощности.

Больше 30 киловатт потреблять абсолютно нет смысла, это будут напрасно потраченные деньги. Поэтому это зацепит бизнес. Причем любой, который будет связан с подключением к электросетям.

Я думаю, в первую очередь это даже касается не альтернативной энергетики, а строительной индустрии, которые подключают сдаваемые объекты достаточно большой мощности, потому что потом она распределяется между жильцами, между квартиросъемщиками, а если это коттеджные городки — там еще больше.

В зависимости от каждого региона устанавливаются свои коэффициенты, свой уровень оплаты, поэтому в Киеве это может быть дешевле, например, в Полтаве — дороже.

В чем заключается нестандартность такого вида подключения электроэнергии?

— Далеко-далеко находится основная магистраль, более 300 метров, это первое условие. Ну и мощность, о которой уже сказали, выше 160 киловатт. Либо потребуется установка дополнительного оборудования, подстанции.

Вообще эта идея была реализована еще в 2013 году, как-то урегулировали, потому что у нас проблемы с подключением были постоянно. И эти идеи постоянно возникали, а потом, когда это вызывало недовольство, их просто отменяли.

Например, так было в 2008-2009 годах — и не существовало вообще никакого порядка нестандартного подключения, поэтому облэнерго имели возможность "кручу-верчу, как хочу".

Придумывали свои правила?

— Абсолютно. И плюс к этому — сроки. Для того чтобы к вам провести нестандартное подключение, нужно потратить минимум три-четыре месяца, и понятно, что это все делается не бесплатно. То есть поле для коррупции, поле для откатов там просто непаханое.

Теперь, после нововведений, все будет прозрачнее?

— Я вот не уверен, что это будет прозрачно. Для чего вообще нужна плата за подключение? Это дополнительные средства для модернизации инфраструктуры. Мы видим попытки уже НКРЭ КП ввести регулирование.

Все сводится к тому, чтобы энергопоставляющие компании могли получить дополнительные средства для модернизации. У нас износ инфраструктуры — это действительно большая проблема, мы имеем 15-20% потери в сетях.

Вопрос подорожания процедуры нестандартного подключения электроэнергии в эфире "ГС" также прокомментировал вице-президент, глава совета директоров Конфедерации строителей Александр Ротов.

Как вы прокомментируете повышение процедуры нестандартного подключения электроэнергии?

Ротов: Сам подход должен быть правильным. Мы выступали давно за этот процесс. Но то, что происходит сейчас на рынке, вызывает наше большое удивление.

Во-первых, цены должны быть прозрачно посчитаны и открыты, и застройщик не должен выступать напрямую с НКРЭ или другими поставщиками электроэнергии. Мы должны работать непосредственно с местными органами власти. Они должны у нас выступать как бы арбитрами правильности цены и гарантами того, что это все будет выполнено, потому что монополисты работают на свой интерес.

Мы работать, по идее, должны для интереса нашего населения, будущих покупателей жилья. Поэтому цена должна быть прозрачная, адекватная, но в то же время должна быть такая структура, которая могла бы выступить арбитром правильно.

Чтобы это не был очередной посредник?

Ротов: Даже не посредник. Местные органы власти никогда не были посредниками. Это игрок на рынке, потому что они заинтересованы в развитии жилья и т.д. Они не настроены, чтобы сокращалось правительство, они нацелены на то, чтобы развивался город.

Если к новостройке надо подвести электросеть, сколько теперь это будет стоить?

Ротов: То, что происходит сейчас, трудно предсказать, насколько цена увеличится. В каждом городе по-разному. Точки подключения по-разному могут быть оценены: там, где развита инфраструктура — поменьше, там, где она не развита — больше. Это логично, понятно. Но когда эта цена превышает здравый смысл, это непонятно.

Во-вторых, без ВР, профильного комитета такие вещи не должны происходить. Любой монополист должен доказать специалистам, что это должно быть так. Мы будем выступать за полнейшую инспекцию всех этих цен и обязательно будем настаивать на том, чтобы наши избранники, наш профильный комитет это повышение каким-то образом легализовал через закон и т.д., потому что просто так этого не должно быть.

Решения комиссии не очень часто пересматривались в более либеральную сторону. Некоторые застройщики после этого повышения заявили, что рост тарифа увеличит количество недостроев. Это действительно так?

Ротов: Конечно, если это все произойдет, это приведет к повышению стоимости квадратного метра и рынок просядет. Это однозначно.

То оживление, которое мы увидели в прошлом году в конце второго квартала, второе полугодие — на 6-7% рост, я думаю, эта цифра уйдет сразу назад, потому что стоимость будет неадекватна.

Дело в том, что застройщики получали технические условия на подключение. И там была прокладка кабелей, реконструкция трансформаторных подстанций. Каждый отдельный случай рассчитывался по-своему, в зависимости от расстояния проложенных сетей, количества установленных трансформаторов. И это было заложено в единицу стоимости и было не определено, кому передать это на баланс и т.д.

Мы выступали, чтобы была единая цена подключения, чтобы вот эти операции не ложились на стоимость квадратного метра, а мы знали, что, допустим, сколько подключение к точке стоит, это объективная, прозрачная цена. Тогда включаются в стоимость квадратного метра не те дополнительные работы, а конкретная цена подключения, но она должна быть адекватной, это цивилизованно, правильно. Но подсчет должен быть прозрачен и понятен застройщику и покупателю.

В конечном счете за это все заплатит потребитель?

Землянский: Заплатит за это потребитель, в конечном итоге заплатим мы с вами, потому что все это будет потом заложено в цену товара. Начиная от квадратного метра и заканчивая булочкой, которую вы покупаете в частной пекарне.

Это как-то повлияет на развитие альтернативной энергетики?

Землянский: Киловатт/часы, которые производятся альтернативной энергетикой, это очень интересная штука, потому что вы обеспечиваете не только себя, вы можете излишки продавать в сеть.

Тариф раз в пять выше, чем тариф, который мы даже сегодня платим. С одной стороны, вроде бы как здорово. С другой стороны, мы вновь упираемся в проблему платежеспособного потребителя. Мы упираемся в проблему экономики — то есть всегда, когда заходит речь о высоких тарифах, мы говорим о том, что не проблема в том, какой размер тарифа, какая его величина.

Мы говорим о том, что проблема в размере доходов. Вот с доходами у нас как-то последние три года совершенно не складывается. При постоянно растущих тарифах они сокращаются. Это, наверное, будет самым большим стопором и для развития альтернативной энергетики: отсутствие платежеспособного рынка.

Вообще идея была в том, что когда трансформируется, реформируется рынок электроэнергетический, когда будет создана структура, которая будет как раз гасить разрывы, это будет ложиться дополнительными расходами на традиционную генерацию, то есть на угольную и на атомную, как грязную, и за счет этого будет компенсироваться высокий тариф чистой генерации. По крайней мере, так это происходит в Европе.

Но опять же, давайте понимать, что европейский потребитель в состоянии это оплатить.

Почему тогда решили внедрить модель, которая не может работать в кризисных условиях?

Землянский: Вообще идея была, когда принималась эта программа НКРЭ пятиэтапного повышения тарифов, что к марту 2017 года мы выйдем уже на реформированный рынок, у нас уже все будет совсем по-другому. У нас отдельно будут поставщики, отдельно будут транспортировщики, все это будет красиво. Но воз и ныне там.

Любое повышение тарифов на сегодняшний день является ничем иным, как косвенным налогом на потребителя. То есть мы с вами должны будем оплатить дополнительные средства, которые воленс-ноленс все равно сойдутся в бюджет, потому что все деньги от деятельности генерации, деятельности поставщиков электроэнергии, они аккумулируются в госпредприятии «Энергорынок». Деньги, которые уходят в бюджет.

Кстати, там с задолженностью энергорынка — тоже не лучшая ситуация, миллиардные долги, это проблема на сегодняшний день очень серьезная.

Для промышленности повышаются тарифы на электрическую энергию. Эти повышения были ранее анонсированы?

Землянский: Для промышленности у нас в декабре проанонсировали снижение цены на 10-15%. Для промышленности нет плана, а для населения был план, который должен закончится последним этапом повышения 1 марта этого года еще на 25%.

Логика была в том, что тарифы выровняются для всех категорий потребителей, кстати, как и с газом, и уберут перекрестное субсидирование, когда промышленность переплачивалась и за счет этих денег покрывались более низкие тарифы для населения. Ничего не получилось.

Промышленность платит больше, население платит тоже немало, разрыв остается, перекрестное субсидирование сохраняется. В газе — та же история. Что произошло — никто не знает. И виноватых, главное, нет, никто не виноват.

Страдаем только мы с вами, потому что рост существенный, и если на первых двух этапах по электроэнергии рост был объективен, даже в сравнении с нашими соседями мы платили самую низкую цену, то теперь это предел покупательной способности.

Вам любой бизнесмен скажет, что цену можно повышать, даже будучи монополистом, до определенного момента. В противном случае ты получишь обратную тенденцию оттока денег, ты не получишь запланированную прибыль, люди перестанут платить, перестанут покупать. В данном случае ситуация подходит к этой точке и по электроэнергии.

Мы видим заявления правительства. И министр Розенко, и министр Рева – все они социальной политикой озабочены, они сказали, что никакого повышения тарифов не будет. Очень хочется посмотреть, как их заявления скоррелируются с постановлением НКРЭ, с этим пятым этапом повышения, когда верхняя планка стоимости электроэнергии для населения станет 1,68 гривен.

Это за более 100 Киловатт?

Землянский: Больше 100. До 100 – 90 копеек, выше 100 – 1,68 гривны. Не совсем понятно, почему убраны нормы потребления. Люди, которые имели возможность в квартире до 150 киловатт потреблять, или с электроплитой — до 250. Это был стимул для экономии.

С газом — такая же история. Большинство потребителей населения укладывалось в норматив две с половиной кубических метров, и статистика европейская свидетельствует о том же самом, что частный сектор прикручивал котел, подттапливал дровами или использовали электричество, то есть как-то маневрировал, чтобы сэкономить.

Сейчас, во-первых, нет никаких стимулов, во-вторых, есть коммунистическая вещь в нашем капиталистическом государстве — субсидия. Потребляй сколько хочешь, за все заплатит государство. 60% домохозяйств этой возможностью воспользовались.

Насколько долго государство будет удерживать такое количество субсидиантов?

Землянский: Я думаю, не долго. Бюджет не протянет, потому что все большее количество людей обращается, переступив через собственную гордость.
Это абсурдная вещь, потому что обратится за социалом в нормальной стране – это себя не уважать. Это если ты падаешь на дно. А у нас правительство сознательно согнало на это дно 60% и еще бодро рапортует: мы всем поможем.

Откуда берут деньги на субсидии?

Землянский: Из тарифов. Те люди, которые не в состоянии оформить субсидию, как раз из этих тарифов покрывают субсидионные деньги.
Абсурд ситуации: вместо снижения тарифов и предоставления возможности людям самим оплатить, без государственной поддержки, у нас происходит ситуация роста тарифов и выкачивания этих же денег, которые получены за счет роста тарифов в бюджет, прогонка их, то есть красивая схема.
Это то же самое датирование, например, НАК "Нафтогаз Украины", но только через схему, не напрямую. Смотришь структуру, а прибыль НАК состоит на 80% из транзита газа российского. Опять деньги куда-то пропали, зато зарплаты двухмиллионные — председателю.

Читайте также: Бюджет 2017. Субсидий на всех не хватит — эксперт

Ранее экс-министр по вопросам ЖКХ Алексей Кучеренко заявил в эфире "ГС", что на сегодняшний день в государстве нет эффективной функции регулирования монополий, предоставляющих услуги ЖКХ.

А экономический эксперт Андрей Вигиринский в эфире "ГС" заявил, что в отношении жилищно-коммунальных услуг Украина идет в Европу только в отношении цены, а вопрос качества не подтягивает.

Самое читаемое
    Темы дня