Павел Рудяков, эксперт
После внесения по требованию правительства Нидерландов ряда поправок в текст Соглашения об ассоциации Украина–ЕС оказалась, по сути дела, выхолощенной сама сущность этого документа. Президент Петр Порошенко, правда, поспешил успокоить украинское общественное мнение, заявив, что Украина, дескать, отстояла свою позицию и свои интересы. Его голос, однако, как-то уж слишком напомнил глас вопиющего в пустыне. Особенно после того, как министр иностранных дел Польши Витольд Влащиковский высказался по этому поводу в том духе, что Варшава была категорически против принятия Советом Европы условий Гааги. По мнению поляков, они – условия – не отвечают интересам ни Украины, ни Польши как ее неизменного "адвоката" в Европе, в корне меняя характер Соглашения и перечеркивая его направленность на постепенное сближение сторон. Если присмотреться внимательнее к поправкам, внесенным в украинско-европейский документ, за отказ от подписания которого поплатился Виктор Янукович, а подписание которого Петром Порошенко было представлено как эпохальная победа, то справедливость польской оценки не вызовет ни малейших возражений. Интересы Украины принесены в жертву интересам Нидерландов, которые вся остальная Европа вынуждена была принять как свои собственные во имя сохранения видимости единства.
Ассоциированность Киева с Европой и без "голландских" поправок к Соглашению об ассоциации выглядела более чем эфемерной. Тем не менее до их внесения к ней можно было при желании апеллировать, заманивая украинцев перспективой "европейского" будущего для них и для их детей. В исправленном виде документ не пригоден ни для этого, ни для чего-либо другого, что так или иначе соотносится с темой "Украина и Европа" или, точнее, "Украина как Европа". В результате голландского вмешательства в сухом остатке получилась модель: "Украина никак не Европа". Причем, как специально для тех, кто не понимает или не хочет понимать очевидного, закрепленная в ряде словесных формул. Предлагать такой вариант своим гражданам, живущим европейской мечтой, крайне сложно и хлопотно даже нашим чиновникам. Могут и ударить. Возможно, именно поэтому премьер-министр Владимир Гройсман предпочел в последний момент от вояжа в Брюссель в гости к европейцам отказаться. Об истинных мотивах такого шага судить пока трудно. В наших нынешних условиях, однако, уже сама возможность его интерпретации как осознанного нежелания премьера участвовать в роли мальчика по вызову в очередном празднике европейско-украинского "единства" дорогого стоит.
Делегация же туда отправилась. Если верить вице-премьеру по вопросам европейской интеграции Иванне Климпуш–Цинцадзе, большая делегация. Информационным фоном для ее отъезда стало анонсирование подписания около десятка новых украинско-европейских соглашений. Что само по себе выглядит странно. Дело в том, что одним лишь внесением унизительных поправок с Соглашение об ассоциации Брюссель не ограничился. Еще одним откровенным плевком в лицо Киеву и киевской дипломатии стало решение европейских наднациональных структур о переносе принятия окончательного решения о либерализации визового режима для украинцев (так называемый "безвиз"). Сначала с середины января на начало февраля, затем – на апрель будущего года.
Читайте также: Соглашение об ассоциации с ЕС заработает не раньше марта – Томенчук
Даже крайне деликатный в отношении Европы и еврочиновников министр иностранных дел Павел Климкин в ответ на такие "шалости" вынужден был объявить о том, что он станет "давить" на Брюссель, добиваясь соблюдения Европой ее обязательств в вопросе о "безвизе". Сказал он это, правда, исключительно для внутреннего пользования, без тиражирования столь смелой задумки на европейскую аудиторию. А ведь "давить" не на словах, а на деле можно было бы начать прямо сейчас, сегодня. Отказавшись, например, под тем или иным благовидным предлогом от подписания хотя бы одного-двух документов, запланированных на заседание 19 декабря.
"Вот еще, размечтался-то как автор", – заметит опытный читатель, и будет, безусловно, прав. Некуда Климкину со товарищи-министры деваться. Велено им подписывать, будут подписывать. Как миленькие. Ну, а велят потом вносить изменения, и это будут делать. Велят вывернуть наизнанку, вывернут. И тоже с удовольствием. И тоже с помпой. Рассказывая нам, каких новых невиданных успехов они добились на пути европейской интеграции. Особо напирая на то, что ведь для нас же с вами неблагодарных, читатель, стараются.
Пускай хоть и без Гройсмана, но летят в Брюссель! "Делегация большая, – сообщает Климпуш-Цинцадзе. – Всех услышите–увидите". Каждому, как говорится, свое. Как по мне, так лучше бы и не слышать, и не видеть. И уж точно не всех! Пусть бы сами в своем европейском… счастье ковырялись.