наверх
16.04.202415:20
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Кино, дуралеи и нацбезопасность

Культурная война: под запретом фильмы, сказки, артисты (635)

123990
Смело можно констатировать определенную непоследовательность и наличие двойных стандартов у украинских чиновников, возложивших на свои хрупкие плечи заботу о ментальном здоровье граждан Украины.

Алекс Последышев, обозреватель

На днях Национальный Совет Украины по телевидению и радиовещанию решил — по каким-то неведомым причинам — вновь обратить внимание широкой общественности на существование в стране бъемного списка аудиовизуальных произведений (а проще говоря — фильмов и сериалов) российского (а порой и совместного) производства, которые (пользуясь языком эвфемизмов) не рекомендованы к показу в украинском медиа пространстве.

Формально этот список из более 500 наименований был опубликован (если верить уверениям одного из членов Совета в эфире телеканала, известного своим пристрастием к тщательному освещению деятельности президента) с целью подвести итоги деятельности Государственного Агентства Украины по вопросам кино за последние два года, хотя на самом деле представляется, что главной целью этого бюрократического акта является своего рода зачистка места в украинском эфире для идеологического выверенного продукта накануне рождественско-новогодних праздников. А то ведь — не приведи Господь — кому в голову взбредет показать по старой памяти "Иронию судьбы, или с легким паром"! Хотя, справедливости ради, заметим, что с этим фильмом Эльдара Рязанова мы несколько перегнули: формально он в список не "не рекомендованных" произведений не входит, но вот давно ли его можно было увидеть на украинских экранах? На что указывает этот факт: на наличие самоцензуры у программных директоров наших телеканалов (все-таки в титрах ленты значится Валентина Талызина, входящая в список "лиц, создающих угрозу национальной безопасности Украины") или же о чем-то другом?

В любом случае, стоит констатировать определенную непоследовательность и наличие двойных стандартов у украинских чиновников, возложивших на свои хрупкие плечи заботу о ментальном здоровье граждан Украины, которому угрожает лицезрение работ Жерара Депардье, Валентина Гафта или же Павла Лунгина (все они — фигуранты уже упомянутого списка). А уж если среднестатистический украинец увидит "Сказ про Федота-стрельца" Сергея Овчарова, то и вовсе случится катастрофа — ведь представить себе, что отечественный зритель увидит Владимира Гостюхина пятнадцатилетней давности, украинский чиновник от кино не может даже в страшном сне. Хотя вроде бы на дворе уже давно те времена, в которые вообразить себе наличие цензуры достаточно сложно — и в морально-этическом, и в техническом смысле. С одной стороны, хотелось бы считать, что среднестатистический украинский зритель обладает достаточным уровнем образования и самосознания, чтобы разобраться с тем, что ему нужно смотреть, а что нет; с другой стороны, совершенно очевидно, что при желании (которое, возможно, будет иметь тенденцию к возрастанию после актуализации всех этих "черных" списков) посмотреть любой из "запретных" фильмов не составит ни малейшего труда.

Так что уверенность в верности предположения, высказанного в начале этого текста, возрастает: вед шумиха, поднятая вокруг этих списков, вполне может служит прекрасной дымовой завесой для прикрытия хотя бы того факта, что фильм "Живая" Тараса Химича, мягко говоря, не вызвал интереса у репертуарных менеджеров украинских кинотеатров.

Тут, кстати, стоит вспомнить о еще одном аспекте этих запретов: об экономической самодостаточности как украинского кинематографа, так и украинского телевидения. Что касается первого, то ранее мы уже неоднократно излагали прокатные "успехи" новейшего украинского кино, лелеемого нынешними власть предержащими. Что же до украинского телевидения, то не проходит ни одного сколь-нибудь значимого профессионального мероприятия в этой области, на котором топ-менеджеры украинских каналов не заявляли бы о том, что ТВ, во всем мире являющееся одной из самых благодатных для бизнеса сфер приложения усилий и финансов, в Украине является глубоко убыточной отраслью (читай — содержанкой того или иного олигархического клана).

Читайте также: Кино минус "Физрук" и Высоцкий. О запрете фильмов РФ в Украине

Вот и получается, что кино, ставшее за последнее время предметом внимания (написать эпитет "пристального" не поднимается рука в свете недавнего вето президента, наложенного на Закон №3081-д) государства, которое видит в нем исключительно инструмент воспитания "правильного" национального самосознания населения, будет все дальше отдаляться от этого самого населения (не стоит отрицать тот очевидный факт, что в Украине говорят не только по-украински и крымско-татарски). И производимый им продукт и должен (в розовых мечтах украинских функционеров) в идеале заполнить пустоты, которые образуются после череды "не рекомендаций" и невыдачи прокатных удостоверений, ведь трудно себе представить, что хозяева телеканалов будут тратить собственные средства на производство контента, который не имеет никаких шансов принести какие-либо дивиденды, кроме политических. А так недалеко и до ситуации, описанной в "Обитаемом острове" еще одной угрозы национальной безопасности — Федора Бондарчука.

Самое читаемое
    Темы дня