Денис Гаевский, обозреватель
Один из ключевых элементов концепции "шоковой терапии" – широкомасштабная приватизация государственной собственности. Предполагается, что этот шаг снизит государственные расходы и привлечет зарубежные инвестиции. Впрочем, украинский опыт приватизации 90-тых показал, что это привело лишь к деиндустриализации и формированию класса "оффшорной аристократии".
Тем не менее, Кабмин Яценюка, а затем и Гройсмана, затеял новую волну распродажи государственной собственности. Список выставленных объектов внушителен – однако при лучших раскладах за него планируют получить чуть более $3 млрд.
Для сравнения – примерно такая же сумма заложена в проекте госбюджета-2017 на выплату внешних долгов. Либо же данной суммы хватит, чтобы рассчитаться за "долг Януковича" ($3 млрд по украинским еврооблигациям, выкупленным Москвой в декабре 2013) – к слову, судебный процесс состоится в Высоком суде Лондона в январе 2017. И это в лучшем случае – в худшем же вырученные деньги "всплывут" где-нибудь в очередных е-декларациях чиновников из высоких киевских кабинетов.
Энергетика. "Центрэнерго" (78% акций; занимает четверть рынка тепловой генерации), "Донбассэнерго" (25% акций), пакеты акций облэнерго ($300 млн), Херсонская ТЭЦ, Одесская ТЭЦ, Николаевская ТЭЦ, пакеты акций горгазов, "Укрнефтепродукт", "Укрторф", шахты Львовско-Волынского бассейна и Донбасса, Константиновская ГЭС (продана на днях за 64 млн грн), Мигейская ГЭС (продана за 52,5 млн грн).
Кроме того, глава Минэнерго Насалик выступил с инициативой передать в концессию Калушскую ТЭЦ, недостроенные блоки Хмельницкой АЭС, а также магистральные и межгосударственные ЛЭП (соединяющие Украину и страны ЕС).
Промышленные активы. Одесский припортовый завод ($200 млн), "Сумыхимпром", "Азовмаш", Гайворонский тепловозоремонтный завод, Ивано-Франковский локомотиворемонтний завод.
АПК: "Коневодство Украины", "Укрспирт", Яготинский сахарный завод.
Банковская система. "Ощадбанк" (20% акций), Украинский банк реконструкции и развития.
Инфраструктура. Речные и морские порты (приватизация/передача в концессию), передача в концессию автомобильных дорог.
Однако на сегодняшний день приватизация явно буксует. Из запланированных 34,5 млрд грн за период 2014-2016 госбюджет получил всего 0,8 млрд грн за приватизацию. Причин тому несколько, как объективных, так и субъективных.
Во-первых, продолжаются противостояния олигархических групп, что, вкупе с отсутствием механизмов защиты собственности (пресловутые "реформы" от Минюста), делает любые инвестиции крайне рискованным мероприятием. Так, по информации Антирейдерского союза предпринимателей, в 2016 году количество рейдерских атак увеличилось до 5 тысяч случаев против 3 тысяч в прошлом году.
Во-вторых, продолжение экономической рецессии, сужение внутреннего рынка и потеря внешних рынков сбыта. В целом же, логика правительства остается непонятной в части продажи прибыльных активов (энергетика, порты, "Укрспирт") по демпинговым ценам на пике экономического кризиса. Хотя если учесть, что это не столько правительство, сколько ликвидационная комиссия, составленная из компрадоров и временщиков, все становится на свои места.
Определенная логика имеется в приватизации простаивающих объектов (к примеру, Мигейская ГЭС), однако неясно, что мешает правительству запустить их работу самостоятельно, не прибегая к приватизационным механизмам. Говорят, что государство не может быть эффективным собственником (опыт Швеции это опровергает), но в то же время продолжают ходить настойчивые слухи о национализации "ПриватБанка".
Небезынтересно, что в странах Евроатлантики, по рецептам которых проводилась приватизация на постсоветском пространстве в 90-ых, после кризиса 2008 постепенно пересматривают неолиберальную экономическую модель, все больше посматривая в сторону кейнсианства (усиление роли государства в экономики).
В-третьих, к приватизации не допущены представители российского капитала. В былые времена, с учетом притока инвестиций из оффшорных юрисдикций, российский капитал обеспечивал 40% зарубежных инвестиций в Украину.
К примеру, Одесский припортовый завод может быть интересен разве что российскому капиталу, т.к. последний сможет заблокировать решение Москвы перенаправить аммиакопровод "Тольятти-Одесса" в порты Краснодарского края.
Если говорить об активах, коими теоретически могут заинтересоваться иностранные инвесторы, то это, прежде всего естественные монополии в сфере энергетики. Либо же "иностранные" – украинские ФПГ, имеющие интересы в энергетике (Ахметов, Фирташ, Григоришин, Коломойский, братья Суркисы), под видом оффшорного капитала. Тем более, что рост тарифов на электроэнергию и не думает останавливаться (с учетом печально известной формулы "Роттердам+"), превращаясь в "золотую жилу" для владельцев генерирующих компаний и многочисленных посредников. На ближайшее несколько лет ресурса объектов энергетики еще хватит – несмотря на то, что при "реформаторе" Демчишине их износ увеличился на 21,2%, достигнув внушительных 82,6%.
Читайте также: Всем олигархам по серьгам. Кабмин расширил список объектов приватизации
Вероятно, что большая распродажа украинской госсобственности таки состоится – вне зависимости от того, сколько удастся выручить за проданные объекты. Интересы правящего класса Украины в данном случае совпадают с интересами МФВ, очевидно недовольного скоростью передачи экономики под внешнее управление. По всей видимости, под приватизацию готовится и авиапром, и ВПК – указывает на это свежая инициатива Кабмина начать корпоративизацию ряда предприятий, входящих в госконцерн "Укроборонпром", "для привлечения иностранных инвестиций".
Таким образом, Украина утратит остатки экономического суверенитета, а государство, "люстрировав" социальные функции и генерирующие прибыль активы, будет выполнять лишь фискальные и репрессивные функции.