Миссия Международного валютного фонда прибыла в Украину и начала работу. Запланированы переговоры с украинскими властями относительно третьего пересмотра программы сотрудничества.
Также состоятся консультации по тем статьям программы, которые подлежат выполнению в 2016-м году.
С чем приехала и с чем уедет миссия МВФ, получит ли Украина очередной транш по итогам визита, спрогнозировал в эфире радиостанции Голос Столицы исполнительный директор международного Фонда Блейзера Олег Устенко.
Изначально визит кредиторов планировался в октябре. Можно ли предположить, что эта заминка была связана с неготовностью украинской стороны отчитаться о проделанной работе? Или все это просто технические моменты?
– Это желание Украины работать с МВФ, а не наоборот. То есть желание у МВФ возникает только как ответное желание на просьбу Украины начать с ней сотрудничество по этой новой программе, которая называется программа расширенного кредитования.
МВФ нужен для Украины больше как знамя, чем как организация, которая ко всему прочему еще ссужает ей деньги. Я бы еще раз сказал по поводу того, что Украина нуждается во внешнем финансировании, например, на следующий год в объеме порядка 10 миллиардов долларов, из которых рассчитывается, что 6 миллиардов долларов это кредитный ресурс, который зайдет от международных финансовых институций, в том числе от МВФ.
И насколько я понимаю, прогнозирует украинское правительство и МВФ, что четыре миллиарда долларов удастся получить в виде прямых иностранных инвестиций.
Можно надеяться на то, что миссия МВФ объективно подойдет к анализу ситуации в Украине, с той точки зрения, что Украина частично уже сделала и выполнила взятые на себя обязательства, но только частично, и это относится, прежде всего, к электронному декларированию.
Но я напомню, что на этот год стоял большой приватизационный пакет, и даже в последнем меморандуме было еще раз сказано о том, что Украина должна как минимум провести приватизацию ОПЗ до конца этого года. Более того, я бы ожидал, что важнейшей частью, которую должна сделать Украина до конца этого года, конечно, это утвердить бюджет с параметрами относительно его дефицита в 3% ВВП. Это архиважная задача для Украины, учитывая то бремя долга, которое висит на стране.
Объем долга украинского государственного и гарантированного государством внутреннего и внешнего составляет 90% ВВП, что вымывает только как плату за проценты порядка 5% ВВП. То есть, 1/20 часть, которую произведена за год украинцами внутри своей страны, надо будет отдать просто за обслуживание по тем процентам и по тем долгам, которые долго накапливались страной.
Поэтому задача сохранить сотрудничество – крайне важная, и задача снизить дефицит госбюджета тоже крайне важная. А теперь вопрос: верю или не верю.
Мы продолжаем верить, что Украина сможет в ближайшие дни не просто недели, а именно дни, принять госбюджет? Здесь у меня есть серьезные опасения, что нет. И если нет, добавьте туда еще невыполненные обязательства по рынку земли, добавьте еще вряд ли выполнимые до конца года по началу серьезных приватизаций, как средства борьбы с коррупцией, и шансы получить новый транш от МВФ становятся не такими уж высокими, как казалось еще, скажем, полгода назад.
Читайте также: В Донбассе — украинские проблемы: зарплату задерживают
И еще раз просто сказал бы, что сотрудничество с МВФ крайне важное, более того, в нем заинтересованы украинские граждане, потому что основное, что требуется сейчас, это проводить реформы. Если реформы не проводятся, то и денег нет. Но не так важны деньги, как важны реформы.
Например, увеличение минимальной зарплаты до 3200 гривен с МВФ не обсуждалось. Западные эксперты критиковали повышение минималки. Это может стать препятствием для выделения очередного транша?
– По большому счету, я тоже против этого решения и сразу же об этом тоже заявил, это личное мнение нашего фонда.
Дело в том, что просто достаточно, во-первых, там есть масса проблем, но прежде всего, когда вы поднимаете минимальную зарплату, надо понимать, что расширяется дефицит госбюджета, во-вторых, у вас смещаются все макроэкономические параметры, как минимум у вас смещается параметр занятости в экономике.
Июнь 2016 года, большое исследование, сделанное по центрально-восточным европейским странам группой Мирового банка, в котором очень четко показано, что такого рода увеличение будет сопряжено с ростом безработицы в украинской экономике минимум на 4,8%. То есть мы уйдем с отметки текущей безработицы в 10%, уйдем в безработицу 15%.
Можно сколько угодно оспаривать, что это высокий уровень теневой экономики, зарплаты в конвертах и все такое, но у меня нет причин не доверять анализу, который проведен на целой группе стран, и думать, что у Украины есть какой-то исключительный путь.
Однозначно для меня – если увеличивается минимальная зарплата, то, как минимум, существует временной лаг, который в условиях Украины будет равняться около года, и это чревато тем, что Украина должна будет расширить дефицит госбюджета.
Когда у вас есть дефицит денег в семье, вы обращаетесь к родственникам и пытаетесь одолжить там деньги. Если нет, вы просто режете свои затраты. В противном случае нельзя просто вот так вот взять и расширить дефицит. Это так называемый неустойчивый путь развития, сколько мы будем отдавать в следующем, через год, через два, через три года просто за обслуживание наших кредитов?
Более правильно, конечно, путь такой логичный, это сначала реформы, запуск экономики, и при этом постепенное увеличение, скажем, на 10-20%, но точно не на 120%. Давайте накачаем экономику, что сейчас тоже слышно от некоторых, деньгами.
И у меня сразу стоит ужас 2006-2008 годов, когда объемы кредитования увеличивались на 70% в год при росте экономики даже самом большом, скажем, 5%. Это опять-таки путь в пропасть. То есть, есть какие-то такие закономерности, которые известны специалисту, но неизвестны политику.
Ну, вот я думаю, что как раз эпоха уже экспертов, политиков, популистов, вот она дает свои вот такие негативные результаты.
Насколько нам принципиально получить миллиард транша до конца этого года? И насколько это вероятно?
– Действительно речь идет тогда не об одном, а о 1,7 миллиарда, которые можно получить до конца этого года. И в тот момент времени, когда принималось решение фонда о том, что дать новый транш в размере около одного миллиарда долларов, и который действительно поступил на ЗВР украинские, это была уменьшена сумма сознательно.
Для того чтобы оставлять все-таки такую конфету, какую-то заинтересованность, мотиватор чтобы был, для того чтобы провести, чтобы стимулировать политические элиты на проведение реформ, обязательства по которым они сами на себя брали, подписывая сотрудничество с МВФ и потом можно было получить эти деньги.
Вы правы, что эти деньги важны для Украины, потому что тогда сместится вообще весь график получения средств от МВФ, опять-таки, предполагаю, что сотрудничество с ним будет продолжено. Но я бы сказал, что выплаты все равно идут и до конца этого года идут, но теоретически можно обойтись без этих денег до конца года, но тогда придется вынимать деньги из ЗВР, а это крайне нежелательно, можно, но крайне нежелательно.
Ранее управляющий партнер Goncharuk & Partners Law Firm Михаил Гончарук и экономист Виктор Скаршевский в эфире "ГС" проанализировали, сможет ли Украина выполнить требования МВФ, какими будут последствия и насколько, в целом, страна нуждается в международных кредитах.
Главный редактор издания Деньги.ua Александр Крамаренко сказал в эфире радиостанции Голос Столицы, что с высокой вероятностью Украина не успеет выполнить требования МВФ до декабря.