Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик резко раскритиковал решение НАК "Нафтогаз" начать отбор газа из подземных хранилищ. В связи с этим глава Минэнерго усомнился в компетентности руководства "Нафтогаза", которое должно "не дискутировать по вопросу, сколько нужно газа в подземных хранилищах, а выполнять распоряжения правительства, где четко предусмотрено, что запасы газа должны быть 17 млрд кубов".
"Укртрансгаз" сообщил, что Украина остановила закачку газа и начала его отбор из подземных хранилищ. А в ПХГ сейчас хранится 14,7 млрд кубометров газа, при этом заполненность хранилищ, по данным компании, составляет 48%.
Как Украина пройдет отопительный сезон, в эфире радиостанции Голос Столицы спрогнозировал эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.
Читайте также: Чистая политика. Землянский о конфликте "Укртрансгаза" с "Нафтогазом"
Почему негодует министр энергетики? Потому что НАК не заполнил до нужного уровня газовые хранилища или потому что закачка газа приостановлена и начался его отбор?
– Я думаю, что министр негодует по причине классического бюрократического пинг-понга, потому что за закачку ответственен НАК "Нафтогаз Украины", который не подчинен Министерству, а ответственным за прохождение отопительного сезона является как раз Министерство энергетики и профильный министр. Поэтому нужно быстренько определить, кто виноват в произошедшем.
Более того, необходимо напомнить, что Кабмин своим решением изменил формулировку с "обязать" "Нафтогаз" закачать 17 миллиардов кубометров на "рекомендовать".
Тем не менее по факту мы имеем 14,7 миллиардов, которых недостаточно даже по определению главы "Укртрансгаза" господина Прокопива, который планировал, что в хранилищах будет минимум 15,2 кубических метров газа.
И, собственно, предполагалось, что при наличие этой цифры на 100% до конца марта будет еще использоваться реверсный газ в полном объеме, то есть реверсное направление будет загружено полностью. Поэтому вот как бы началась чиновничья игра "кто виноват".
Каким образом министр энергетики и угольной промышленности может не знать об изменении, которое внес Кабмин — было "обязует", стало "рекомендует"? А заявляют, что четко предусмотрено выполнять распоряжение именно "обязует".
– Я видел эту цитату. Факт остается фактом, так сказать, бумага все стерпит, но тем не менее формулировка была как раз с "обязать" на "рекомендовать".
Давайте понимать: цифра 17 миллиардов сама не появилась ниоткуда, да, это не то, что показалось Кабмину. Когда приезжал комиссар по энергетике господин Шефчович в сентябре, обсуждался вопрос прохождения отопительного сезона, обсуждался вопрос транзита в направлении ЕС.
Это решение возникло как раз по причине необходимости наличия резерва. Особенно вот в такой тонкой, чувствительной сфере, как энергетика, резерв жизненно необходим, в случае, не дай бог, холодная зима или, не дай бог, какой-то форс-мажор, ведь это техника, и никто не застрахован от любых непредвиденных обстоятельств. Поэтому решили принять решение по поводу 17 миллиардов, а потом, видимо, просто банально не хватило денег.
"Нафтогаз" очень часто говорит, что денег не хватает, кредиты вовремя не выделяют, вот мы ждали-ждали, так нам и не дали. Вот, я думаю, что банально не хватило средств, для того чтобы просто закачать необходимое, и времени, потому что во втором квартале, по сути дела, сезон закачки был провален.
Естественно, отбирать и закачивать одновременно технически невозможно. Если начался сезон отборов, все, теперь до весны мы можем только отбирать тот газ, который закачивали в хранилище.
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик утверждает, что угрозы для отопительного сезона не будет. В случае критического положения удар возьмет на себя электроэнергетика. Какое "критическое положение" подразумевает министр и действительно ли есть у нас резервы в случае форс-мажора?
– Министр, по-моему, чересчур оптимистичен относительно резервов, которые есть в электроэнергетике. Потому что были просчеты этим летом из-за дисбаланса производства электроэнергии, когда атомная генерация стала, по сути дела, шесть блоков вышли из системы по объективным причинам — по блокированию счетов "Энергоатома". То есть не успели вовремя закончить ремонт и тепловая генерация вынуждена была вместо накопления угля заниматься, собственно говоря, страховкой — вот как раз тепловая генерация страховала атомную летом.
Склады сокращались, уголь использовался и, соответственно, несмотря на то, что темпы накопления угля на складах равны прошлогодним, но, к сожалению, не совпадают, они меньше. Как раз по этой причине понадеялись — вот тепловая энергия поддержит атомную, но я боюсь, что ситуация может повториться или, может, электрогенерация, вернее, электроэнергетика поддержит как бы газовую промышленность.
Ничего подобного, это сообщающиеся сосуды: если где-то убыло, то где-то не прибудет, там тоже начнет убывать. Но представьте себе, у вас вдруг стало холодно, да, не хватает газа, и стало холодно в квартирах, и люди решили запустить своего рода конвекторы и обогреватели.
В первую очередь не выдержат, было уже, проходили в 2014 году, когда господин Яценюк призывал всех переходить на электрокотлы, использовать электроотопление, – не выдерживали внутридомовые сети. Они не рассчитаны на такую мощность.
И, во-вторых, у нас нет такой мощности генерации на эту зиму, потому что, в принципе, и государственная, и частная генерация на сегодняшний день, тепловая имеется в виду, они готовятся импортировать энергоносители на случай холодной погоды.
То есть заключены контракты и с Польшей на поставку дополнительных объемов газа и группы углей, и с ЮАР заключены контракты на поставку антрацитовых групп углей как раз для избегания форс-мажора даже в режиме штатной работы, если будет холод.
А вот господин Насалик, так сказать, правым рукавом махнул – да, вот без газа обойдемся, в левом рукаве у нас есть электроэнергетика. Но может же получиться, как в сказке, что, кроме костей, оттуда ничего не повылетает.
Сейчас у нас чуть меньше 15 миллиардов кубометров в подземных хранилищах, и этого может быть достаточно, если зима будет мягкой, а может быть совершенно недостаточно, если ударят морозы?
– Безусловно. Как бы очень важный момент, это мы говорим о сценариях без обращения за помощью к РФ, к "Газпрому", что касается вопросов поставок газа, либо, что к перетокам импортной электроэнергии из РФ, если мы говорим об электричестве.
То есть это сценарий по принципу "сама, сама, сама". Если не получится, выход будет: мы можем взять дополнительные объемы газа у "Газпрома", мы можем обратиться за аварийной помощью к российским энергетикам либо выходить из ситуации за счет собственного населения.
А это крайне неприятные моменты, когда в квартирах станет холодно, и, кстати, частные дома не исключение, потому что повылетает газовое оборудование, которое не рассчитано на работу при низком давлении газа и, соответственно, – верное отключение, потому что той мощности, которая есть на сегодняшний день, которой располагает украинская энергетика, просто не хватит в случае такого перекоса, если не станет газа.
Ранее эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский в эфире Голоса Столицы прокомментировал ситуацию с закачкой и отбором газа из подземных хранилищ.