наверх
20.04.202417:00
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Битва титанов за отопительный сезон: без истерики не обошлось

Зима на носу: новый отопсезон, проблемы старые (213)

(обновлено: )2911131
Нынешний год не стал исключением с точки зрения информационного накала вокруг проблемы, но, существующий в стране тотальный кризис доверия и, в первую очередь, доверия к власти, придал процессу подготовки к отопительному сезону свою непередаваемую пикантность.

Валентин Землянский, директор энергопрограмм Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины

Каждый год в первую декаду октября в Украине начинается "отопительная истерия". Особенно это стало заметно в последние два года, когда подготовка к зиме стала, чуть ли не самой благодатной почвой для PR политиков всех мастей, начиная от президента и премьера и заканчивая председателем сельсовета самого захолустного села на три хаты. Если бы вся та энергия, которая затрачивается на споры и дискуссии относительно перспектив прохождения зимы была затрачена на реальные действия по подготовке к этой самой зиме, то предмет дискуссии исчез бы сам собой.

Нынешний год не стал исключением с точки зрения информационного накала вокруг проблемы, но, существующий в стране тотальный кризис доверия и, в первую очередь, доверия к власти, придал процессу подготовки к отопительному сезону свою непередаваемую пикантность. Правительство оказалось в положении цугцванг, в который благополучно себя загнало тарифной политикой и отсутствием стратегии работы топливно-энергетического комплекса. Говоря простым языком, Кабмин оказался между угрозой неплатежей со стороны населения и технической и ресурсной неготовностью энергетиков, — с другой.

Широко разрекламированные правительством реформы обернулись для рядовых потребителей неподъемным ростом цен, прежде всего, на газ и его производные: тепло и горячую воду. Ставка на субсидии не сыграла, поскольку в них нуждается минимум вдвое больше домохозяйств, чем озвученные чиновниками 5 млн. семей. То есть 2/3 оставшихся за бортом "государственной помощи", являют собой группу риска, которая либо не будет платить, либо будет платить с перебоями. Недостаток средств (до 50% от выставленных платежек), собираемых с рынка ударит по всей системе жилищно-коммунального хозяйства и энергетикам, еще более усилив финансовый дисбаланс предприятий. С учетом инерционности, в полной мере финансовый кризис в украинском ТЭК может иметь место к концу января 2017 года.

Если власти думают, что такая ситуация позволит запустить новый виток передела собственности в сфере ЖКХ или реализовать проект по массовому лишению украинцев права собственности на жилье — вынужден разочаровать. Это как с "Титаником", оркестр играет и на верхних палубах царит веселье, но финал будет одинаково трагичен и устрашающе скоротечен для всех.

Закачка газа в подземные хранилища похожа на бой…с тенью. Если раньше перепалки "хватит/не хватит" газа происходили по линии НАК-"Газпром", то с учетом нынешних политических реалий данное противостояние происходит по оси "Нафтогаз"-"Укртрансгаз". Мнение европейских потребителей, которые зависят от стабильной работы украинской ГТС в зимний период, в расчет не берутся. Ну, как не берутся? Сначала правительство обязывает НАК закачать 17 млрд. кубов необходимых для нормального прохождения зимы. А потом, видимо пересчитав запасы валюты, меняет гнев на милость и всего лишь "рекомендует" "Нафтогазу" закачать 17 млрд. кубов. В результате имеем 14,7 млрд. кубов и скоропостижное снижение температуры, требующее открыть задвижки и перейти от режима закачки к режиму отбора. "Ну, не шмогла я, не шмогла".

Вызывает оптимизм тот факт, что правительство пока приостановило эксперименты в электроэнергетике и, график накопления угля на складах вышел на прошлогодний уровень. По факту объем угля меньше — по динамике стабильно. На прошлой неделе даже наблюдался ночной профицит э/э в системе, что внушает осторожный оптимизм, что эта зима не грозит массовыми отключениями э/э бытовым потребителям. Но, поскольку энергетика работает по принципу сообщающихся сосудов и, к примеру, начнутся проблемы с газом, то украинский "электрический Боливар" двоих точно не вынесет.

Это не считая мины замедленного действия, которая была заложена этим летом под коммунальную энергетику, когда арест счетов темлокоммунэнерго практически заблокировал возможность проведения плановых ремонтов. Довольно ярким примером были отчеты Кабмина о подготовке ЖКХ к зиме, когда 20 сентября уровень готовности объектов оценивался в 50%, а через три дня этот показатель составил уже 100%. Тот, кто видел, как коммунальщики латают аварийные трубы, прекрасно понимает, что три дня хватит только на то, чтобы разрыть яму и отключить воду в близлежащих домах. А тут масштаб целой страны. Это означает, что плановые ремонты, которые должны были быть проведены летом, получат статус аварийных и в авральном режиме будут проводиться зимой. С отключением тепла и горячей воды в разгар холодов — удовольствие для жильцов крайне сомнительное.

Читайте также: Как-то будет. Отопительный сезон начался, но как он пройдет?

В результате, страна к началу отопительного сезона относительно готова, а вот к его проведению — это вопрос. Действующая власть сама загнала себя в ловушку, отказавшись от государственного контроля и введя рыночные полумеры в сфере энергетики. Ситуация для правительства сложная, но не безвыходная.

Во-первых, Кабмин должен взять на себя ответственность в вопросах тарифообразования для населения и вдвое снизить уровень цен на энергоносители (а не повысить в полтора раза, как это предполагается проектом бюджета). Да, это несет существенные риски во взаимоотношениях с МВФ, но здесь необходимо определяться с приоритетами.

Во-вторых, сбалансировать ситуацию в энергетике, поставив в качестве основной задачи стабильное функционирование топливно-энергетического комплекса, а не вопросы перераспределения финансовых потоков в пользу тех или иных финансово-промышленных групп. Здесь приоритетом должен стать баланс производства и потребления всех видов энергоносителей, который должен быть максимально приближен к существующим реалиям, а не базироваться на рекомендациях западных финансовых советников и экспертов.

И главное — это разработать, принять и начать реализацию программы повышения энергоэффективности страны. Целевой и государственной, а не местной партизанщины, которую пытаются реализовывать на местах в условиях скудности средств местных бюджетов и отсутствия единой стратегии развития энергокомплекса. Подготовка к отопительному сезону должна перестать быть ежегодным подвигом власти, или, как минимум героических усилий. Это должен быть рутинный процесс, позитивные результаты которого будет ощущать на себе каждый житель страны.

Самое читаемое
    Темы дня