наверх
07.07.202200:52
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Расследование катастрофы МН17: улики засекречены и сплетни в виде версий

Крушение MH17. Три года со дня трагедии (101)

(обновлено: )3023229
Пресс-конференеция Международной следственной группы (Joint Investigation Team) произвела впечатление краткого обзора двухлетнего творчества свободных художников из экспертной группы Bellingcat, созданной незадолго до 17 июля 2014-го.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Пресс-конференция Международной следственной группы не принесла никакой новой информации, проливающей дополнительный свет на причины и виновников катастрофы, а лишь в очередной раз озвучила версии, выдвинутые в первые же часы после происшествия, после чего улики, факты и экспертизы фактически "подгонялись" под заранее заданные выводы.

Официально генеральный прокурор Нидерландов Фред Вестербек вместе с представителями  Австралии, Бельгии, Малайзии и Украины представил семьям жертв рейса MH17 промежуточный отчет первого этапа ее работы. Фактически были еще раз озвучены выводы итогового отчета Совета безопасности Нидерландов (Dutch Safety Board), расследовавшего  технические причины катастрофы, опубликованного почти год назад  в октябре 2015 г.

Вместе с тем, уголовное расследование обнародовало ряд выводов, касающихся поиска виновных:

— ракета серии 9М38 (которую переводчики упорно называли 9М3), выпущенная из ЗРК "Бук", специально привезенная из России, стала причиной  гибели малазийского самолета и 298 человек; 

— пуск этой ракеты произвел некий неназванный "выходец из России"; существует более 100 человек, которые подходят на роль этого "исполнителя преступления";

— пуск произведен "с поля под поселком Первомайский Донецкой области, которое в июле 2014 г. контролировалось пророссийскими сепаратистами". В частности, ЗРК был установлен на самом высоком месте в радиусе 5 км неподалеку от населенного пункта Снежное в зоне, которую DSB определили как место пуска ракеты, — возвышенности размером 500 на 600 м;

— после пуска и поражения "Боинга", установка была возвращена на территорию России.

Данные выводы были сделаны после более чем двухлетнего анализа опросов свидетелей, перехватов разговоров боевиков, данных радаров, видео из социальных сетей и спутниковых снимков.

Кроме того, представители Международной следственной группы заявили родственникам жертв, что Вооруженные силы Украины не причастны к катастрофе. Однако, кто конкретно произвел пуск, установить не удалось.

Компьютерная презентация продемонстрировала анимированную версию маршрута, которым ЗРК "Бук" проследовал к месту запуска и обратно, при этом были использованы уже известные видеозаписи, на которых комплекс снят в различных точках этого маршрута с привязкой к карте местности и текущему времени.

Маршрут, которым ЗРК "Бук" проследовал к месту запуска и обратно. Представлен Совместной следственной группой

Читайте также: "Алмаз-Антей" передал данные о воздушной обстановке в районе крушения MH17

Украину на брифинге представлял первый заместитель генерального прокурора Дмитрий Сторожук, который ограничился благодарностями в адрес Австралии и Нидерландов "за открытие офиса в Киеве", пообещал сделать все возможное, чтобы виновные понесли законное наказание, а в заключении сообщил, что "большинство доказательств мы сегодня не показали". 

На вопросы присутствующих ответил генеральный прокурор Нидерландов Фред Вестербек. Суть его ответов сводится к следующему:

— суд пока преждевременен. Его не будет до тех пор, пока не выяснится, кто является подозреваемым. Состав и полномочия суда также необходимо тщательно проработать. Следующим этапом будет поиск злоумышленников. Мы найдем юридический путь их преследования. Идет процесс обсуждения;

— официально  подозреваемых нет: "Я назову несколько имен, но это не значит, что мы их подозреваем". Переговоров с РФ про экстрадицию не ведется;

— мы не знаем и в интересах следствия не скажем; 

— результаты натурного моделирования, проведенные российским концерном "Алмаз-Антей", не учтены, так как получены недавно, и поэтому пока не рассматривались. В любом случае, наши выводы не изменятся, так как большинство других материалов поддерживают нашу первоначальную версию;

— обломки разбившегося лайнера не были использованы для реконструкции в полном объеме  из-за их большого количества, но "у нас и так достаточно материалов, чтобы сделать необходимые выводы";

Читайте также: Новые повороты в деле о Boeing МН17. Комментарий эксперта

— определение виновных за незакрытие воздушного пространства Украины не является предметом расследования данного уголовного дела;

— группой получено "много материалов из США", большинство из которых засекречено, но "мы имели право просмотреть все материалы". Мы пользуемся при расследовании отчетом США, но так как он секретный, доступ к нему требует с юридической точки зрения выполнения сложной процедуры, но даже ее успешное прохождение не означает, что эти материалы будут переданы суду или защитникам-адвокатам;

— повторный уточняющий вопрос о космических снимках с американских спутников, сделанных 17 июля 2014 г., на которые ссылались в первые часы руководители США в качестве доказательства виновности РФ, также остался без ответа;

— в ходе расследования прослушано около 150 тыс. телефонных разговоров. Их радиоперехват осуществлен, в основном, украинскими органами;

— уровень сотрудничества российских властей в ходе расследования был недостаточен, так как группа получила лишь частичные ответы на некоторые заданные вопросы, но не было получено первичных данных радаров и многое другое;

— точной информации о количестве посторонних осколков и предметов, не относящихся к конструкции потерпевшего катастрофу лайнера, у следствия нет.

Вестербек подытожил пресс-конференцию, сообщив, что "в следующем месяце истекает срок договора о совместном расследовании, поэтому мы планируем его успешно завершить".

Касаясь дальнейших перспектив дела, он добавил, что "временные рамки  не определены, зависят от работы следствия, но, если в ближайшие три месяца мы найдем важных свидетелей, которые помогут, то мы сможем закончить работу в этом году".

В целом можно констатировать, что никакой новой информации, проливающей дополнительный свет на причины и виновников катастрофы, пресс-конференция не принесла. Были  в очередной раз повторены версии, выдвинутые в первые же часы после происшествия, после чего улики, факты и экспертизы фактически "подгонялись" под заранее заданные выводы.

Самое читаемое
    Темы дня