Геворг Мирзаян, политолог, доцент финансового университета при Правительстве РФ – для РИА Новости Украина
Обычно в Соединенных Штатах вице-президенты играют декоративную роль. Их задача – помочь своему шефу избраться, а затем они уходят в тень и доживают каденцию в своей части Белого дома.
Джозеф Байден – исключение. Патриарх Сената, он делит с Обамой бремя власти и является одним из самых доверенных лиц президента США. В частности, курирует украинское направление, периодически занимая (в том числе и в буквальном смысле) кресло президента Украины. И поэтому когда Байден говорит о том, что Киев примет закон об особом статусе Донбасса, это фактически является указанием к действию. Весь вопрос в следующем: куда эти действия должны привести.
Если смотреть на ситуацию с рациональной точки зрения, то полупризыв-полууказание Киеву начать реальное выполнение политических статей Минска должен был прозвучать уже очень, очень давно. Не потому, что США хотят мира в Украине, а потому, что свои дивиденды с конфликта они уже извлекли.
Россия примерно наказана за Крым (чтобы у Китая, Ирана и других стран не было желания впредь решать территориальные вопросы без разрешения США); угрожающие американским интересам наметки российско-европейского стратегического партнерства разрушены без шансов на быстрое восстановление, а сама Украина выведена из-под политического влияния России. Соответственно, нужно фиксировать выигрыш, поскольку дальнейшая игра в эскалационную рулетку может привести к потере как выигрыша, так и собственных штанов — то есть к военному конфликту с Россией.
Фиксация должна произойти не через сдачу Украины, а через деэскалацию военного конфликта до минимально приемлемого уровня и нормализацию внутриполитической и экономической ситуации на Украине. То есть через выполнение Минских соглашений и проведение реформ.
На случай же, если Киев не готов прислушаться к обкомовскому совету, Байден дал понять, что Европа вот-вот готова снять экономические санкции с России. Дальше делать вид, что Москва срывает Минские соглашения, просто становится неприличным.
Однако есть и альтернативное объяснение миротворческой инициативе Байдена – Вашингтон и Киев затеяли большую игру с Москвой с целью принудить Путина пересмотреть Минские соглашения.
Заявления Байдена – это лишь первый акт спектакля. Вице-президент заявил, что предоставить Донбассу особый статус – это все равно, что дать Мексике больше влияния на Техас, однако добавил, что коль Киев взял на себя такие обязательства, то их нужно выполнять.
Сейчас разыгрывается второй акт – украинские политики и эксперты нещадно критикуют заявление Байдена, говоря, что никакого особого статуса давать нельзя. Выступают депутаты Рады, утверждающие, что их фракции голосовать не будут и что предложение не соберет необходимого конституционного большинства голосов.
В третьем же акте администрация президента все-таки убедит депутатов проявить гражданскую сознательность и ради всеобщего блага проголосовать за поправки. И депутаты проголосуют, причем для подчеркивания важности момента, возможно, будут даже проведены новые беспорядки возле Рады с бросанием гранат и других предметов.
Вот только речь пойдет не о тех поправках, которые должны быть приняты, согласно Минским соглашениям, после консультаций с непризнанными республиками, а о тех, что разработаны в Администрации президента Украины и не дают должной культурной или экономической автономии.
И если Москва начнет протестовать уже постфактум (а пока Кремль не акцентирует мысль на том, что перед голосованием за поправки, их нужно согласовать с ДНР и ЛНР), то будет поздно – Вашингтон и Киев скажут, что конституционные изменения приняты и пора отдавать Украине границу между республиками и Россией. И тогда оспорить эти аргументы России будет очень непросто.
Читайте также: О чем пишут в мире: дебаты в США, "историческое соглашение" в Колумбии