наверх
29.03.202409:31
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Украину в 2017 году ждет бюджет войны и смерти

Повышение соцстандартов или пыль в глаза (213)

(обновлено: )5915916330
Финансовые документы иногда не менее интересны и красноречивы, чем многотомные романы. Как известно, деньги – кровь экономики, без которой невозможно ни одно движение. И по тому, куда направляются деньги, достаточно точно можно определить будущее.

Ольга Сухаревская, магистр внешней политики, правовед – для РИА Новости Украина

Проект Государственного бюджета Украины на 2017 год сложно назвать иными словами, нежели "бюджет смерти и войны".

Все для фронта, все для "элиты"

Что бы ни говорили с высоких трибун создатели основного финансового документа страны о росте благосостояния граждан, охране здоровья и социальных гарантиях, цифры говорят об истинных приоритетах горькую правду. Сумма финансирования Министерства обороны (61,7 млрд грн) превышает расходы на культуру, медицину и социальную политику вместе взятые, а также на 500 млн грн превосходит выделенные на образование средства.

Более того, финансирование образования, по сравнению с 2016 годом, обрезали на 900 млн. Выделенные же на силовые ведомства (МО, МВД, Нацгвардия, полиция, антикоррупционные структуры, налоговая и СНБО) средства составляют внушительные 144,2 млрд грн, что почти равняется всему финансированию пенсионного фонда в размере 156 млрд грн.

Не обидела власть и себя. Верховной Раде добавили 44 млн, Государственному управлению делами – 400 млн, секретариату Кабинета Министров – 114 млн, Администрации президента – 213 млн. На 1,2 млрд грн увеличено финансирование МИД Украины. Действительно, необходимость приоритетного обеспечения данного министерства, занятого главным образом облаиванием России в международных организациях и выпрашиванием оружия, не вызывает сомнения.

Но как оценить такие расходы, как 100 млн грн на реконструкцию Мариинского дворца, являющегося президентской резиденцией, или 455 млн грн на проведение Евровидения? Из курьезов: 77 млн — на улучшение имиджа Украины за рубежом, 18,8 млн — на "Мыстецький арсенал", 40 млн — на Институт книги и 25,4 млн – Национальному институту памяти. Казалось бы, мелочь, но в сумме эти растраты на балы и прогулки составляют 716 млн грн, а вот финансирование всех ПТУ страны – всего 149 млн.

Если выразить бюджет в долларовом эквиваленте и сопоставить его с бюджетом 2013 года, то, по оценке народного депутата Украины Андрея Павловского, в 2017 году уменьшились расходы на образование – в 2,6 раза, охрану здоровья – в 2,75 раза, на культуру – в 2,4 раза, а ВВП Украины в долларах сократился в 1,9 раз.

Как считает экс-премьер Украины Николай Азаров, "если сравнить бюджет, например, 2017 года с бюджетом 2013 года в абсолютных цифрах по паритету покупательной способности, он, нынешний, в три раза меньше. И вот когда украинская власть начинает рассказывать, что они что-то там увеличили, — это смешно. Да, может быть, вы там что-то увеличили по сравнению с 2016 годом на 2%, а по сравнению с 2013 годом – в разы уменьшили".

Действительно, минимальная заработная плата к концу года достигнет 1762 грн, прожиточный минимум – 1700 грн, минимальная пенсия – 1373 грн. Если считать по запланированному в бюджете курсу доллара в 27,2 грн, это составляет 64,7; 62,5 и 50,4 долл. соответственно. То есть, по стандартам ООН, согласно которым расходы менее 5 долл. в день являются чертой бедности, в государственном бюджете Украины законодательно запрограммирована всеобщая нищета.

А если учесть расходы на коммунальные услуги по новым тарифам, которые для однокомнатной квартиры превышают минимальную пенсию, а для трехкомнатной составляют более 3 тыс. грн., действительно, дешевле быть сразу же убитым на войне, чем лечиться, учиться, питаться и оплачивать жилье.

Сказки дедушки-Минфина

Совершенно не факт, что и этот "бюджет нищеты" будет выполнен.

Во-первых, заложенный в финансовый документ размер общих выплат по государственному долгу Украины составляет 220 млрд грн, из которых 111 млрд грн – проценты по ранее полученным займам. Несложно подсчитать, что в долларах Украина должна заплатить около 4 млрд процентов по ранее привлеченным кредитам.

При этом в 2017 году Украина намерена занять за рубежом 2,8 млрд долл. кредитов, а также 175 млрд грн других займов.

Также Киев сейчас героически борется за получение 2,3 млрд от МВФ, 300 млн — от ЕБРР, 500 млн — от Всемирного банка и 400 млн — от Европейского инвестиционного банка. Но стоит ли игра свеч, если лишь проценты по долгам уже почти сравнялись с объемами внешнего финансирования?

По мнению упомянутого Павловского, "увеличение расходов на обслуживание долга на 12,3 млрд грн, или на 12,4%, по сравнению с бюджетом на 2016 год, свидетельствует о неэффективной реструктуризации. Обслуживание долга составляет почти 15,7% доходов государственного бюджета на 2017 год и превышает на 4,1% так называемую "зону комфорта". В результате к концу года размер прямого государственного долга может достичь 1,72 трлн грн (при разрешенном объеме в 1,5 трлн).

Во-вторых, в бюджет заложены совершенно нереальные экономические показатели. По оценке экономиста Александра Охрименко, запланированный рост доходной части почти на 19% — это просто головокружительный показатель, если учесть, что рост ВВП Украины на следующий год ожидается на уровне 3%. Потому реальный рост доходной части может составить не более 4%.

Ожидают творцы бюджетной фантастики роста налоговых поступлений на 21% от бизнеса и 26% — от граждан.

В-третьих, другие источники пополнения бюджета выглядят вообще, как дурная комедия. Например, согласно макропрогнозу, экспорт Украины должен увеличиться на 4%, хотя после "революции достоинства" внешняя торговля буквально обрушилась. И никаких факторов, способствующих росту экспорта, не видно.

Впрочем, на внешней торговле Украина давно уже не особо зарабатывает. После долгих лет многомиллиардного отрицательного сальдо торгового баланса в 2015 г. международная коммерция принесла Киеву 632,5 млн долл, а за первое полугодие – 1,019 млрд "в плюс". Как говорил один известный литературный герой, эта сумма не способна спасти отца русской демократии.

Еще один мираж – 17,5 млрд грн от приватизации предприятий. Эта цифра упорно кочует из бюджета в бюджет с 2015 года. На самом же деле в 2016 г. удалось выручить за распродажу родины лишь 59 тыс. грн.

И уж совсем из области фантастики – запланированный доход от конфискации имущества, полученного путем коррупции, в размере 10,5 млрд грн. На данный момент удалось отобрать "нажитого непосильным трудом" лишь на 148 тыс. грн при запланированных 7,7 млрд.

При том, что толпа чиновников множества антикоррупционных структур стоит налогоплательщикам более 1 млрд грн в год.

Где деньги?

У читателей может возникнуть вопрос, откуда же поступят деньги на пополнение бюджета?

Первый источник – карманы граждан. В дополнение к уже существующим налогам на пенсии, недвижимость, транспорт, а также ликвидированной "упрощенке", льготам для сельхозпроизводителей и НДС на лекарства, ожидаются новые поборы. Украинцев ожидает увеличение акцизов на сигареты на 15%, алкоголь – 20%, дизельное топливо + 30,5 евро за тонну.

Провалив эксперимент с единым социальным взносом, правительство будет принимать меры по повышению его собираемости. В два раза увеличится плата за транзит аммиака и использование частотного ресурса, будет введено налогообложение услуг морских портов.

Опосредованно на население будут переложены и расходы на содержание региональных больниц и школ, которые в рамках так называемой «децентрализации» должны обеспечиваться из местных бюджетов.

Второй путь – увеличение долгов. Украина планирует размещать в 2017 году облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) с доходностью 7-14% годовых, в зависимости от срока обращения долгового инструмента, и еврооблигации с доходностью около 8% годовых. Для макрофинансовой помощи ЕС ставки составят 1% годовых.

Многие помнят российский дефолт 1998 г. и словосочетание "пирамида ОВГЗ". К слову, именно такого типа долги и подпали под прошлогоднюю реструктуризацию, за которую последующим поколениям украинцев придется расплачиваться до 2042 года частью своего ВВП. О кредитах международных финансовых структур говорилось выше.

О том, что долговая кабала будет лишь увеличиваться, говорят и данные бюджета. Как отмечает заместитель директора Института общественно-экономических исследований по вопросам развития Светлана Ковалевская, доля расходов на экономическую деятельность составляет всего 6,9%: "Это очень мало. Развивающиеся страны вкладывают в развитии вдвое-втрое больше. Соответственно, они получают конкурентные преимущества".

Из шести запланированных в бюджете на 2017 г. инвестиционных проектов, на которые выделен лишь 1 млрд грн, ни один не является инфраструктурным, не создает активы, на которых потом можно будет заработать.

Меморандум МВФ недаром является тайной за семью печатями даже для членов Верховной Рады. По оценке экспертов Фонда, в 2017 г. курс доллара может вырасти до 45,9 грн. даже в случае выполнения всех рекомендаций МВФ. Причиной обвала станет падение роста экономики (в которое верят лишь авторы бюджета), что приведет к падению банков. В результате поддержки банковской системы из бюджета госдолг может вырасти до отметки 116% ВВП в 2017 году и более 160% ВВП – в 2018 году.

Совершенно очевидно, что это самый точный прогноз будущего украинской экономики. Себе, в отличие от украинских аборигенов, финансовые стервятники не врут.

Самое читаемое
    Темы дня