наверх
23.04.202410:23
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Казахстан и Украина: конец совместному самолетостроению

(обновлено: )374018815
Решение Хозяйственного суда Харьковской области может поставить точку в сотрудничестве между Казахстаном и Украиной в самолетостроении. Подробнее читайте в материале Дианы Михайловой.

Диана Михайлова, независимый военный эксперт

Первый новый Ан-74Т-200А рег. номер 74082 (сер. 22-04), поставленный Национальной гвардии Республики Казахстан в мае 2014 г. по цене 27,79 млн. долл, может оказаться последним.

Читайте также: Главное маневры? Зачем Евросоюзу еще один военный оборонительный союз

Хозяйственный суд Харьковской области, рассмотрев иск Республиканского государственного учреждения "Войсковая часть 3656 Национальной гвардии Республики Казахстан" (г. Алматы) к Харьковскому государственному авиационному производственному предприятию, решил в удовлетворении иска отказать полностью.

Таким образом, сотрудничество в авиационной сфере между Казахстаном и Украиной можно считать законченным.

Первый и, возможно, последний новый Ан-74Т-200А рег. номер 74082 (сер. 22-04), поставленный Национальной гвардии Республики Казахстан в мае 2014 г. по цене 27,79 млн. долл.

Казахстан требовал не только расторгнуть договор №002-145/2014 от 03.02.2014 г., заключенный между Республиканским государственным учреждением "Войсковая часть 3656 Национальной гвардии Республики Казахстан" и Харьковским государственным авиационным производственным предприятием (ответчик),  но и признать ХГАПП "недобросовестным участником государственных закупок".

Договор был заключен на основании протокола от 30 января 2014 г. № 2 об итогах проведения государственных закупок среднего транспортного самолета из одного источника. В соответствии с ним ХГАПП должен был поставить Заказчику на условиях DDP — Международный аэропорт г. Алматы, Республика Казахстан (Инкотермс-2000), самолет Ан-74Т-200А. Согласно Приложению № 1 к Договору "Спецификация поставки" цена самолета составляет 29,58 млн долл., а цена услуг по переучиванию летного и инженерно-технического состав Заказчика — 420 тыс. долл.

В приложении № 1.1 к указанному Договору "Графики изготовления, финансирование строительства, поставки Самолета и услуг спецификации поставки" стороны согласовали, что поставка самолета будет осуществлена ​​в октябре 2015 года.

В 2014 и 2015 гг. Заказчик в установленном договором порядке оплатил поставщику денежные средства в сумме 15,202 млн долл.:

— 7,5 млн. долл. — предоплата;

— 7,5 млн. долл. — за выполнение поставщиком 1-го и 2-го этапа по результатам составленного сторонами акта промежуточного контроля  № 1;

— 202 284,00 долл. — за теоретическое обучение и тренажерную подготовку летного и инженерно-технического состава.

Однако письмом № 301/1287 от 15 октября 2015 г. ХГАПП сообщил истцу, что техническая приемка самолета Ан-74Т-200А невозможна в октябре 2015 г. из-за его неготовности, и предложил перенести срок поставки на второе полугодие 2016 года.

24 декабря 2015 г. сторонами  было заключено Дополнительное  соглашение № 3 к Договору, которым, в связи с Экспертным выводом Торгово-промышленной палаты Украины  о наступлении форс-мажорных обстоятельств  № 9488/05.0-19 от 22.12.2015 г., срок сдачи — приемки самолета переносился на ноябрь 2016 года. Был также утвержден новый График производства, финансирования строительства, поставки самолета и предоставления услуг спецификации поставки.

В качестве основания для признания форс-мажора было указано Постановление Верховной Рады Украины № 1854 от 27.01.2015 г., которым Российская Федерация признана страной — агрессором, а Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о производственной и научно — технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 18.11.1993 года прекращено Постановлением Кабинета Министров Украины № 632 от 26.08.2015 года.

Напомним, что между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации было подписано 20.08.1997 г. Соглашение о сотрудничестве в сфере разработки, производства, поставок и эксплуатации авиационной техники. Стороны договорились о сотрудничестве в сфере развития в Украине и Российской Федерации авиационной техники по основным направлениям, в том числе серийное производство транспортного самолета Ан-74 (Ан-72) с двигателями Д-36 и обеспечение его эксплуатации.

В соответствие со ст. 5 указанного Соглашения взаимная поставка материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий для производства продукции гражданского и военного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Соглашением между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о производственной и научно — технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 18.11.1993 года.

В итоге суд сделал вывод о том, что "Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, заключая договор и принимая на себя обязательства изготовить и поставить самолет Ан-74Т-200А, не предусматривало и не могло предусмотреть признание Верховной Радой Украины Российской Федерации страной-агрессором и последующие действия государственных органов Украины, связанные с расторжением и отменой межгосударственных соглашений между правительствами Украины и Российской Федерацией", поэтому "указанные события вызвали отказ российских производителей — поставщиков комплектующих изделий от выполнения своих договорных обязательств перед ХГАПП, что привело к нарушению сроков выполнения работ очередного этапа построения самолета и срока изготовления самолета в целом".

В решении суда не сказано, какие именно российские предприятия отказались поставлять ПКИ, хотя аналогичных запретов со стороны Правительства РФ наложено не было. Следовательно, поставки комплектующих производства российских предприятий для выполнения контракта с Казахстаном стали невозможны именно из-за решения правительства Украины, что не помешало суду возложить ответственность на соседнее государство.

Впрочем, на результаты и ход сотрудничества между Украиной и Казахстаном все это уже не повлияет. Казахской стороне не только сорвали выполнение гособоронзаказа, несмотря на то, что она пошла навстречу, согласившись с переносом сроков исполнения контракта более чем на год, но и через местный суд несправедливо отказали в естественном праве пострадавшей стороны, вытекающем из договорных условий, нарушенных украинской стороной. Едва ли это положительно скажется на дальнейшем развитии украино-казахских отношений в области самолетостроения

Самое читаемое
    Темы дня