наверх
25.04.202409:27
Курсы валют НБУ
  • USD26.89+ 0.03
  • EUR31.83+ 0.14

Сюрприз от Гройсмана: что готовит Кабмин в проекте бюджета на 2017 год

Шоковая терапия: тарифы, платежки, протесты. (478)

(обновлено: )8516274
Согласованного документа у Кабмина пока нет, но есть бюджетная резолюция и основные макроэкономические показатели, а также начавшаяся межведомственная дискуссия за кусок шкуры неубитого медведя.

Виталий Филипповский, политический аналитик

Экономические проблемы осени в Украине рискуют задать тренд всему будущему году. Провал бюджета текущего года, который уже практически наверняка будет недовыполнен, говорит о том, что финансовый документ на 2017 год Кабмин выпишет в еще более жесткой редакции. И если бюджет-2016 можно было назвать бюджетом жесткой экономии и выживания, то следующий станет прощанием с остатками последних экономических иллюзий.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман анонсировал внесение в парламент проекта государственного бюджета, который, согласно закону, должен поступить в Верховную Раду не позже 15 сентября. Однако, как показывает украинская практика, не было ни одного года, когда власть не наплевала бы на сроки рассмотрения бюджета, записанные в законе. Но, как говорится, не суть. Гройсман не только пообещал нарушить эту скверную политическую традицию, но и внести так называемый "честный" бюджет, в котором не будет популизма. Для тех, кто не понял, поясню. У нас в стране теперь новое правило сформировалось – все, что связано с социальной сферой и улучшением жизни людей именовать не иначе как популизмом. Бросил ярлык, и взятки гладки.

Пока согласованного документа нет, но есть бюджетная резолюция и основные макроэкономические показатели, а также начавшаяся межведомственная дискуссия за кусок шкуры неубитого медведя. Последний фактор, кстати, дает очень много интересных поводов для дискуссии, но об этом чуть ниже.

Итак, правительство в 2017 году рассчитывает на 3% роста ВВП, инфляцию на уровне 8% и доллар по 27,2 грн. Что ж, интересно. Особенно занятно анализировать эти цифры, если поднять информацию хотя бы годичной давности. Ладно, покажем на примере. В 2015 году, верстая бюджет на текущий год, правительство прогнозировало экономический рост в 2%. Сегодня, за три месяца до конца года, Bloomberg говорит о падении в 0,5%. Ровно год назад, в сентябре 2015 года, в первую редакцию проекта бюджета на 2016 год была заложена цифра в 22,4 грн за доллар. Сегодня доллар в обменниках дрейфует к отметке в 27 грн. Про инфляцию писать не буду – цены в магазинах все видят ежедневно, и речь явно не идет о подорожании на 12%, которые прогнозировал Кабмин. Но это так, чтобы освежить память.

Что же власть планирует делать в следующем году? С соцстандартами все, как обычно, на нуле. Запланирован рост в 10,1%, и, судя по намерениям профильных министров, это максимум. На практике, это означает, что минимальная зарплата приблизится к 1700 грн, читай — останется такой же унизительной, как и сейчас. Грубо говоря, власть планирует индексацию, которая вряд ли покроет даже реальные темпы инфляции.

Для баланса бюджета власть снова планирует поднять налоги. Конкретнее об этом можно будет говорить осенью, когда Южанина и компания наконец внесут в парламент новую налоговую реформу.

Планируя больше "сбривать", власть собирается и меньше тратить. Поэтому нужно избиваться от ненужных социальных обязательств. Вопрос стипендий уже практически решен – профильное Министерство образования в принципе не возражает. Другие социальные вопросы можно перекинуть на местные бюджеты, прикрывшись децентрализацией. К примеру, оплата коммунальных услуг в сфере образования, как финансирование ПТУ, теперь будет осуществляться за счет местных бюджетов. Нет денег – закрывайте.

Еще нужно разобраться с остатками льгот. Вдруг кто-то их незаслуженно получает. К примеру, надбавку к пенсии. Найдем какого-нибудь чиновника времен Януковича и под этот инфоповод порежем льготы всем. Общую экономию подобных инициатив уже даже подсчитали – больше 20 млрд грн.

Зато есть приоритетные, а главное —  актуальные для каждого украинца направления, на которые в 2017 году придется потратиться.

Оборона и еще раз оборона. Сверстали, поняли, что уже не хватает 22 млрд грн. Теперь нужно распределить между ведомствами. МВД Авакова дали 60 млрд грн (на 22,7 млрд больше, чем в этом году). Мало. Арсен Борисович просит 90 млрд грн. Но он не один такой – СБУ уже заявило, что им нужно еще 7 млрд грн, ГПУ попросило 5,6 млрд грн.

Дележка только началась. Общие расходы на оборону в следующем году подсчитать пока сложно, но они гарантировано перевалят за 130 млрд грн. В этом году было выделено 113 млрд грн.

Кабмин и ВРУ тоже обиженными не останутся. Львиная доля расходов приходится на статьи, связанные с так называемым "реформированием". Это при том, что понять, куда конкретно тратятся эти деньги, невозможно. Только в нашей стране на привлечение инвестиций можно тратить больше средств, чем привлечь в итоги самих инвестиций.

Что ж, Гройсман готовит нам массу сюрпризов на следующий год. Правда, далеко не факт, что само правительство Владимира Борисовича продержится до вступления их в силу. Но то, что мы видим, премьер упрямо называет "честным" бюджетом, забывая, правда, пояснить свои представления о такой добродетели как честность. Хоть страна и вряд ли встретит 2017 год с новым бюджетом – не Гройсман создавал политические традиции, не ему их и отменять – сомнительно, что такая "честность" премьера придется по душе и без того доходящему до точки кипения украинскому народу.

Самое читаемое
    Темы дня